• Железячные проблемы
  • Как и чем измерять статистику OZON.ru
  • Переход на новый дизайн
  • Каталоги и черный PR
  • Курьерская служба
  • Новые разделы
  • Собственные клоны OZON.ru
  • 2004 год. Новое железо аналитика, черный PR

    Новый дизайн, работа с каталогами, подробный анализ того, что происходит на сайте OZON.ru, обновление компьютерного парка.

    Железячные проблемы

    Еще в 2003 году стало понятно, что парк серверов компании нуждается в серьезной модернизации. Эти компьютеры были приобретены еще в 2000 году, и они не только сильно устарели с точки зрения технических характеристик, но еще и заметно выработали свой ресурс, стали давать различные сбои, могущие приводить к очень серьезным проблемам.

    Так, в мае 2003 года вдруг умер сервер с базой данных веб-витрины. Восстановление производилось фактически два дня (все было восстановлено без потерь), но магазин не работал более суток. В 2004 году подобным образом умер сервер с бэк-офисной системой, причем без возможности восстановления – данные пришлось поднимать из бэкапов, а недостающие за последние сутки – из веб-базы. Проблема также осложнялась тем, что у серверов со стороны поставщика не было никакого сопровождения, то есть «умерла – так умерла».

    Поэтому было понятно, что, во-первых, серверный парк нуждается в немедленном и полном обновлении, а во-вторых, нужно радикально менять подход к поставщику «железа»: серверы должны быть мощными, надежными и качественно сопровождаться. По итогам исследования ситуации на рынке в OZON.ru приняли решение перейти на продукцию компании Hewlett Packard, которая и по сей день является поставщиком серверов и занимается их поддержкой с гарантией замены «железа» в течение шести часов (через своих российских дистрибьюторов).

    OZON.ru, в отличие от поисковых или почтовых систем, не использует сотни и тысячи серверов. На момент написания данной книги это порядка пятнадцати серверов веб-витрины и примерно десяток серверов бэк-офиса. С точки же зрения базы и программного обеспечения OZON.ru – абсолютно Microsoft-ориентированная компания: MS SQL Server в качестве базы, ASP.NET в качестве инструмента разработки и так далее.

    Как и чем измерять статистику OZON.ru

    Многие вещи – с точки зрения юзабилити и различных IT-решений – в OZON.ru приходилось проходить на собственном практическом опыте, потому что российских аналогов с подобными оборотами и посещаемостью просто не было.

    В результате перед IT-командой встал серьезный вопрос о том, каким образом измерять и хранить подробную статистику магазина, анализ которой просто необходим для решения самых разнообразных вопросов. Кроме того, эта статистика помогает понять, насколько правильны были те или иные нововведения.

    Первоначально для сбора и анализа использовались традиционные рунетовские счетчики: Spylog и Rambler. Однако практика показала, что с их помощью подобную задачу не решить: во-первых, эти счетчики были подвержены различным сбоям (особенно в то время), а во-вторых, у них довольно значительно различались понятия о том, что такое посетители, пользователи, количество одновременных пользователей и так далее.

    В конце концов руководством IT-отдела было принято решение выбрать и установить одну из западных систем профессионального сбора и анализа статистики. Изучение имеющихся на рынке предложений заняло немалое время, потому что системы такого рода весьма различались между собой, да и стоили приличных денег.

    После отсева различных не слишком подходящих реализаций остановились на двух системах: WebTrends.com и Omniture.com. WebTrends предлагал непосредственно механизм для сбора и анализа: то есть на OZON.ru требовалось поставить соответствующие компьютеры, а они предоставляли программное обеспечение. Omniture по схеме действий был больше похож на SpyLog, только на несколько порядков мощнее: он мог хранить собираемые данные на собственных серверах и предоставлять мощнейший анализ и статистику. Впрочем, стоило это «удовольствие» от Omniture недешево – десятки и сотни тысяч долларов в год в зависимости от выбранной модели хранения и обсчета данных. Но система предоставляла не только статистику как таковую, но могла еще отдельно анализировать данные по клиентам, а также отслеживать и предоставлять данные по конкретным маркетинговым кампаниям. В результате была выбрана именно Omniture, однако специалистам практически год пришлось подробно разбираться с тем, что именно предоставляет эта система и как с ее помощью можно получать интереснейшие данные. В конце концов был создан аналитический отдел, который занимался анализом данных, предоставляемых системой.

    Переход на новый дизайн

    В начале мая 2004 года OZON.ru перешел на новый дизайн веб-витрины. Специалистами – по итогам проведенных исследований – было разработано два варианта дизайна (некоторые различия в шрифтах и так далее). И право выбрать между этими двумя вариантами было предоставлено посетителям OZON.ru, причем не просто обычным банальным голосованием, а несколько более хитрым способом. Для тестирования и принятия решения была сделана выборка самых лояльных клиентов.

    Лояльным считался клиент, который заходил на OZON.ru за последний месяц не меньше чем шестьдесят раз. Таковых набралось на тот момент порядка нескольких тысяч.

    Им была разослана ссылка на анкету, в которой среди прочего были представлены ссылки на два варианта дизайна. В качестве небольшого материального вознаграждения за заполнение анкеты этим лояльным клиентам была предложена скидка в семь процентов на любой следующий заказ.

    Результаты анкетирования превзошли все ожидания: было заполнено более пятидесяти процентов анкет! (Обычно в таких случаях реально заполняют 10–30 процентов, не больше.) Причем пользователи еще и обижались на то, что им предлагали какую-то скидку: мол, они бы и без этого ответили.

    Таким образом, в OZON.ru в первый раз применили механизм опроса среди лояльных пользователей для принятия решения о том, какой вариант дизайна предпочесть.

    Каталоги и черный PR

    Торговля по каталогам – которая активно началась в 2003 году и дала интернет-магазину очень многое как в плане логистики, так и в плане получения столь необходимых тогда финансовых средств – в 2004 году продолжалась с постоянно возраставшей эффективностью. Только в первом полугодии компания «Интернет-решения» выпустила три сезонных каталога OZON.ru суммарным тиражом 1 миллион 400 тысяч экземпляров, которые рассылались во все регионы России. Совокупный объем продаж по почтовым каталогам составил 6 миллионов 600 тысяч долларов США.

    В почтово-каталожном бизнесе, который в России практически никак не регулируется, обычно используются разного рода стимулирующие игры или акции, побуждающие, так сказать, клиента к последующим заказам. Выглядело это примерно так: клиенту сообщалось, что он, дескать, выиграл какую-то сумму денег или некий приз, а теперь для того, чтобы получить выигранное, необходимо сделать какие-то определенные заказы. И далее шла достаточно длительная цепочка заказов. Естественно, все эти тексты сопровождались сносками и примечаниями мелким шрифтом о том, что это только возможность выиграть и так далее, однако клиенты по разным причинам на эти сноски и уведомления внимания не обращали, поэтому все это носило этически неоднозначный характер.

    То есть с юридической точки зрения подобные стимулирующие акции выглядели вполне легально (в примечаниях четко писалось о том, что собой представляла акция, так что никакого обмана не было), однако этическая сторона вопроса была, безусловно, небезупречной. Тем более что подавляющее большинство клиентов каталогов – пожилые люди, в том числе пенсионеры.

    А так как каталоги рассылались от имени компании «Интернет-решения» (управляющей компании OZON.ru) и в заголовке стояло слово OZON – соответствующий негатив выливался на интернет-магазин. В Интернете даже появились специальные сайты, на которых выкладывались сканы материалов каталожных рассылок и приводились жалобы людей, причем эти сайты раскручивались с помощью массовых спамерских рассылок.

    На имидже интернет-магазина это сказывалось явно негативно. Нужно было разделять бренды и ограждать OZON.ru от негативного имиджа, в результате чего в конце концов было принято решение о том, что каталоги больше не будут рассылаться под эгидой OZON.ru. Было образовано отдельное юридическое лицо «Книжный сезон», и каталоги стали носить название «Книжный сезон». Впрочем, ассортимент для этого каталога по-прежнему готовили специалисты OZON.ru.

    Курьерская служба

    Осенью 2004 года курьерская служба OZON.ru, на развитие которой всегда обращалось особое внимание, была выделена в самостоятельную компанию «О-Курьер».

    Новые разделы

    В конце 2004 года были открыты разделы «Фото и видео» и «Цифровая техника», которые быстро приобрели популярность среди покупателей OZON.ru.

    Собственные клоны OZON.ru

    В конце 2004 года по инициативе главы «PPE Групп» Паскаля Клемана было открыто еще два интернет-магазина на базе склада OZON.ru. Логистику и IT-структуру для этих магазинов разрабатывали в IT-отделе OZON.ru. Магазины назывались Nadom.ru и Compudirect.ru. Они работали на движке OZON.ru и бэк-офисе OZON.ru, однако имели свои собственные интернет-витрины.

    Это был некий эксперимент в области электронной коммерции: общая логистика OZON.ru и несколько различных интернет-витрин. IT-отдел под эти задачи впервые разработал так называемые «нетоварные сущности», то есть такие атрибуты товара, которые не изменяют его свойств, но влияют на стоимость. Например, при покупке куртки можно выбрать другой цвет, размер и так далее. Получается, что представление товара на витрине и его реальные характеристики различаются.

    Впрочем, данные проекты создавались в рамках «PPE Групп» и к OZON.ru прямого отношения не имели.

    Итоги 2004 года по данным пресс-релиза OZON.ru

    Совокупный оборот OZON.ru в 2004 году вырос по сравнению с 2003 годом в 2,2 раза и составил 22 077 000 долларов США. Чистая прибыль OZON.ru по итогам 2004 года составила 1 260 000 долларов США.

    В 2004 году интернет-магазин OZON.ru отправил своим клиентам, проживавшим в 107 странах мира, 449 947 заказов, в которых содержалось 1 581 240 товаров.

    В продажах 41 % составили книги, 17 % – DVD, 10 % – букинистические издания и раритеты, 8 % – аудио-CD. В 2004 году интернет-магазин продал 1 010 000 экземпляров книг и 125 000 DVD.

    По территории России рассылались 82 % заказов, за рубеж – 18 %. Среди регионов России первые позиции заняли: Москва (49 %), Санкт-Петербург (10 %), затем Екатеринбург, Новосибирск, Владивосток, Тюмень. В структуре зарубежных продаж большая часть заказов приходится на Украину, Германию, США, Израиль.

    В 2004 году ассортимент интернет-магазина вырос по сравнению с 2003 годом в два раза и составил 375 450 товаров. Ассортимент раздела «Книги» увеличился с 90 186 до 218 982 наименований, раздела «DVD» – с 13 647 до 40 832 наименований. Этот рост был достигнут за счет добавления в каталог OZON.ru деловой и компьютерной литературы, беллетристики зарубежных издательств и DVD первой зоны.







     


    Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Другие сайты | Наверх