|
||||
|
2000 год. OZON.ru с новым владельцемПосле подписания договора с инвестором проект зажил новой жизнью. Прежде всего появились инвестиции, которые позволили открыть музыкальный раздел и сделать несколько планировавшихся нововведений. В частности, в OZON.ru начали работать над собственным изданием книг. Этот проект продвигали сотрудники тогдашней информационной редакции – зачастую исключительно по собственным вкусовым ощущениям.
Был запущен специальный креативный проект под названием «онлайновый роман». Был приглашен Сергей Лукьяненко, который вместе с посетителями магазина писал новое произведение и выкладывал написанные части на сайт OZON.ru. Проект привлек большое внимание посетителей, однако это произведение так и не было опубликовано, хотя его подготовили к изданию. Еще планировался онлайновый проект, в котором несколько различных авторов (Михаил Веллер и другие) должны были совместно писать роман. Но этот проект по различным причинам так и не был реализован. Важное место занял раздел «С этим товаром часто покупают», который был придуман именно на OZON.ru, а потом уже клонировался другими интернет-магазинами. Впрочем, у OZON.ru были уже новые совладельцы, поэтому постепенно, но довольно планомерно шел процесс расширения магазина и его перебазирования в Москву. Однако речь не шла о том, что в Санкт-Петербурге нужно все закрыть. Просто в Москве на улице Наметкина рядом со зданием «Газпрома» был арендован новый офис и новый склад, площадью почти с футбольное поле. КонкуренцияХолдинг netBridge, обидевшись на то, что OZON.ru достался ru-Net Holdings, задумал сделать собственный интернет-магазин. Они обратились к фирме Actis Systems, которой тогда руководил Павел Черкашин, и заказали за очень серьезные деньги сделать конкурента OZON.ru – большой интернет-магазин. Он был быстро сделан и запущен с большой помпой под названием «24x7». Проект активно рекламировался, но потом довольно быстро «сдулся» и был интегрирован в другой конкурирующий с OZON.ru магазин – Bolero.
Однако OZON.ru не мог игнорировать появления серьезного – как тогда казалось – конкурента, поэтому определенные силы были брошены на новую рекламную кампанию. Сначала была создана очень эффектная телевизионная реклама – эпатажный ролик с «голым мужчиной», который приходит в магазин и покупает все необходимое. Идея ролика заключалась в том, что теперь любой человек может зайти в интернет-магазин, предлагающий огромный ассортимент товаров, очень быстро найти там все необходимое и заказать это даже без оплаты, потому что оплатить можно при получении товара. И такое возможно в OZON.ru. Ролик примерно неделю крутился на НТВ и продемонстрировал впечатляющую эффективность: серверы OZON.ru буквально «легли» под напором посетителей. Кампания обошлась проекту примерно в 500 000 долларов, и это была одна из первых профессиональных рекламных акций интернет-ресурса на ТВ.
Затем спонсорская поддержка была оказана Российским интернет-форумом (РИФ), на котором размещались логотипы магазина и проводились различные рекламные мероприятия с привлечением красивых девушек в коротких юбочках. Предпринимались и другие рекламные ходы: например, каждый пользователь получил на свой счет 50 рублей, на которые предлагалось купить книгу.
Некоторые моменты книготоргового бизнесаИздательства не зря так стремились самостоятельно торговать своими книгами, в том числе и через Интернет. В России, в отличие от Запада, совершенно иная цепочка книготорговли и формирования добавленной стоимости: практически половину добавленной стоимости забирает себе ретейлер, то есть продавец. Остальное делится между издательством и оптовиком-книготорговцем, причем издательство нередко получает даже меньше, чем оптовик.
Эта цепочка ценообразования всегда подталкивала издательства к созданию вертикальной интеграции «я издаю – я поставляю – я продаю». Однако издательский бизнес – это одно, а книготорговый – совершенно другое.
В результате всего лишь у одного-двух крупных издательств получилось сделать свою собственную сеть книжных магазинов. Одна из самых главных проблем и сильнейшая головная боль – принципиальная разница между способами оплаты. В Штатах и Европе покупатели платят пластиковыми картами, то есть продавец практически сразу получает деньги, а доставка идет потом. В России в подавляющем большинстве случаев оплата осуществляется при получении товара. Таким образом, деньги приходят значительно позже (если приходят вообще: в 10–15 процентах случаев покупатели отказываются от товаров при их доставке). Не говоря уж о том, что, когда заказ отправляется наложенным платежом, российская почта заплаченные клиентом деньги доставляет магазину в течение сорока пяти дней.
Удобнее всего для OZON.ru были переводы через сберкассу: в этом случае деньги поступали быстро, но клиенту приходилось платить сверху три процента. Вполне понятно, что предварительная оплата клиентам совершенно не нравилась. Не потому, что они не доверяли магазину (хотя у новых клиентов это имело место), а потому, что это слишком сложно и неудобно: нужно сначала идти на почту или в сберкассу, чтобы перевести деньги, а потом еще раз на почту для получения заказа.
Как решать подобные проблемы? Выход намечался только один: во-первых, нужно было иметь серьезную финансовую подпорку, которая позволит вложить большую денежную массу в оборот товаров, а во-вторых, максимально оптимизировать оборачиваемость склада, чтобы деньги—товары проводились в предельно сжатые сроки. Так вот, расчетный параметр эффективной оборачиваемости склада для OZON.ru – 22–23 дня, максимум 25. Для сравнения: у склада одной известнейшей сети московских книжных магазинов оборачиваемость склада – 60 дней. Московская неразберихаЧастичный переезд OZON.ru в Москву и работа на два фронта повлекли за собой некоторые проблемы. Летом 2000 года в Москву был срочно командирован Геннадий Спирин. Со вторника по пятницу он находился в Москве, а в понедельник выходил на работу в Санкт-Петербурге. Штат компании тогда составлял около 200 человек. Неразбериха в основном была вызвана непониманием того, что делать, так как мультискладской системы у OZON.ru не существовало, а то, что дорабатывалось «по живому», работало плохо. Увеличивалось время обслуживания покупателей, росло число невыполненных заказов. Систему надо было переписывать, причем с абсолютно новым подходом к логистике операций. Кроме того, в OZON.ru в тот момент возникло «двоевластие»: президентом OZON.ru инвесторы поставили американца Чарльза Баусмана, а руководил магазином Геннадий Спирин. Нередко бывало так, что Спирин давал какие-то указания, например, ассортиментному отделу, а через некоторое время там появлялся Баусман, который требовал делать все по-другому. Разумеется, неразбериху это только усиливало. В июле 2000 года в OZON.ru на должность технического директора пришел Владимир Долгов, который проработает в компании пять лет и позже станет генеральным директором OZON.ru. Ныне Владимир является директором российского отделения Google.
Работа московского отделения постепенно упорядочивалась: в марте открылся офис и склад на улице Наметкина, набирались сотрудники, приглашались менеджеры, постепенно создавалась курьерская служба. В конце лета начался перенос операционной базы OZON.ru из Санкт-Петербурга в Москву. Однако серверы и техническая база по-прежнему находились в Санкт-Петербурге, и их сопровождал «Рексофт». Санкт-петербургский офис OZON.ru был значительно сокращен. Новый склад и новые проблемыПоявление московского склада сразу же породило главную проблему: IT-система никогда не работала с несколькими складами! Она не умела сводить в единый реестр сведения о товарах на московском и питерском складах. В результате книги и видео закупались по нескольку раз, а заказы не отгружались клиентам потому, что система не видела, что эти книги и видео на самом деле есть на складе. Получился занятный парадокс: московский склад набили книгами, но они не продавались на OZON.ru, потому что в складскую программу были введены те книги, которые стояли на полках склада в Санкт-Петербурге. В результате практически все лето 2000 года московские сотрудники интернет-магазина занимались тем, что приходовали книги, тратя на это свои выходные. Группа разработчиков «Рексофта» срочно перерабатывала модуль складской логистики, чтобы он мог учитывать склады в различных городах, однако было понятно, что существующая система уже не справляется с новыми объемами и плохо вписывается в новые реалии. Складская логистика требовала принципиально нового подхода, а информационная система – значительного, а вовсе не косметического редизайна.
Через некоторое время система научилась учитывать наличие товаров на обоих складах. Но тут появилась другая проблема: в приходящие от клиентов заказы могли попадать книги, которые находились на разных складах. Тогда система начинала требовать от московского склада переслать в Санкт-Петербург какие-то книги для доукомплектации заказа, а от санкт-петербургского – переслать что-то в Москву с той же целью. Впрочем, поначалу посчитали, что в этом ничего страшного нет: из Москвы в Санкт-Петербург и обратно бегали одни и те же машины – так чего их пустыми-то гонять? В результате на московском складе завели специальный стеллаж для книг из Санкт-Петербурга. Предполагалось, что эти книги не имеет смысла расставлять по полкам, потому что они должны уйти в уже комплектуемые заказы. Какие-то книги оттуда отправлялись покупателям, из Санкт-Петербурга приезжали другие книги – в общем, процесс вроде как-то шел. Пока наконец к Владимиру Долгову не пришел начальник логистики Денис Озеров и не показал заявки на отправку в Санкт-Петербург тех самых книг, которые стояли на «питерском стеллаже». Выяснилось, что складская программа доработалась до интересного курьеза: она стала гонять книги по кругу. Книга с московского склада отправлялась в Санкт-Петербург для комплектации заказа, но если в это время аналогичная книга поступала на питерский склад, то попадала в заказ именно она, а московская книга, простояв некоторое время на складе в Санкт-Петербурге, по требованию системы снова отправлялась в Москву. В общем, происходил абсолютно бессмысленный круговорот товаров между московским и санкт-петербургским складами.
Вторая половина 2000 годаНесмотря на массу всяких сложностей, связанных с переездом в Москву и частичной сменой команды, работа над развитием OZON.ru шла весьма активно. Останавливаться на месте было нельзя, тем более что в тот год весь Рунет, в который были влиты очень солидные инвестиции, кипел и бурлил: проекты продавались и покупались, после финансового дождя как грибы появлялись новые ресурсы, владельцы которых пафосно обещали отправить «старичков» Рунета в небытие. В общем, время было интересное, хотя и напряженное.
Кроме того, постепенно добавлялись новые товарные разделы. Еще летом 2000 года по предложению Натальи Бережной OZON.ru открыл раздел антикварных книг. Несмотря на то что от продажи дорогих изданий через Интернет никто не ожидал заметной покупательской активности, раздел практически сразу стал востребованным и в дальнейшем неоднократно демонстрировал различные рекорды. В ноябре 2000 года Геннадий Спирин – первый директор OZON.ru – оставил компанию и начал заниматься другим проектом «Рексофта», Assist.ru, генеральным директором которого является и поныне.
Аудит компанииВо второй половине 2000 года совет директоров решил привлечь в компанию нового топ-менеджера Леонида Богуславского, который был одним из частных инвесторов ru-Net Holdings и на этот момент являлся управляющим партнером PricewaterhouseCoopers. Ему было предложено присоединиться к ru-Net Holdings в роли исполнительного председателя совета директоров. Отдел Леонида Богуславского в PricewaterhouseCoopers по заказу совета директоров ru-Net Holdings провел полный аудит управленческих и финансовых систем OZON.ru. Аудит показал, что компания нуждается в изменении стратегии развития. До этого в ней одновременно присутствовали два взаимоисключающих течения: OZON.ru как контент-проект, чье развитие определяется информационной редакцией (стоящей, заметим, у истоков создания проекта), и OZON.ru как интернет-магазин, то есть бизнес. Причем тогда санкт-петербургский офис, проводивший, так сказать, политику информационной редакции, и количественно, и морально перевешивал московское отделение, где OZON.ru пытались развивать в первую очередь как интернет-магазин. В результате двойственности и неопределенности такого положения продажи были плохие, логистика практически не работала, а уж как ходили заказы – это могло служить темой красивой истории о бесконечных путешествиях из Петербурга в Москву и обратно.
К этому следует добавить проблемы с бухгалтерским учетом и сложности с IT-инфраструктурой. Окончательно сложность ситуации продемонстрировал кое-как подведенный по итогам года баланс, из которого следовало, что оборот компании составил порядка 100 тысяч долларов, а убыток – порядка 220 тысяч. После этого генеральным директором OZON.ru, по решению совета акционеров, был приглашен Владимир Гришкин, до этого работавший в управленческом консалтинге PricewaterhouseCoopers. Перед ним поставили следующие задачи: 1. Разработать единую стратегию развития OZON.ru. 2. Провести операционный аудит цепочки поставок товара. 3. Выстроить и оптимизировать бизнес-процессы, финансовую и операционно-логистическую системы. Уход информационной редакцииСреди акционеров OZON.ru на тот момент активно обсуждались две различные стратегии развития. Первая – создание контента высокого уровня по предлагаемым товарам. Вторая – получение максимальной коммерческой отдачи. Вторая стратегия плохо совмещалась с финансированием существовавшей информационной редакции. Кроме двух различных стратегий развития проекта, по поводу которых шли споры среди акционеров, существовал появившийся изначально, еще на этапе создания OZON.ru, конфликт между информационной редакцией и, так сказать, бизнес-менеджерами, а правильнее сказать – руководством. Точнее, сначала это был конфликт между информационной редакцией и разработчиками, а позже, когда OZON.ru вышел на серьезные обороты, он превратился в конфликт «физиков и лириков». Для информационной редакции продажи были совершенно вторичными. Эксперты занимались наполнением контентной базы, отслеживали новинки, писали рецензии и предавались прочим утехам возвышенного творчества, не сильно интересуясь тем, какие товары и как продаются. Для руководства OZON.ru, которое рассматривало проект именно как магазин, как бизнес, подобная ситуация была неприемлемой.
Положение осложнялось тем, что большинство сотрудников информационной редакции были в проекте практически с самого его основания и рассматривали себя как «отцов-основателей», а пришедших в OZON.ru менеджеров-управляющих (руководство) – как неких «варягов», которые в святом деле ничего не понимают. А руководство – генеральный директор Владимир Гришкин и технический директор Владимир Долгов, которые умели решать бизнес-задачи (собственно, для этого их и приглашали), – не понимало, как можно развивать бизнес в такой странной ситуации. Подход информационной редакции отражался не только на подборе товара, но еще и на «лице» магазина, то есть его интернет-витрине. Заходя на www.ozon.ru тех времен, посетитель прежде всего видел лица редакторов и читал тексты их обращений или обзоров, а понять, что это магазин, он мог, только прокрутив страницу вниз, где находился какой-нибудь непонятно по каким критериям выбранный товар, да еще и без цены. Также не следует забывать, что между интернет-аудиторией 1998 года, когда проект создавался, и интернет-аудиторией 2000 года, когда он начал выплывать на широкие бизнес-просторы, была существенная разница. В 1998 году в Интернете обитало достаточно однородное сообщество людей, большинство из которых имело прямое отношение к компьютерам. Эту узкую аудиторию нужно было чем-то привлекать к проекту, так что соответствующий контент был очень кстати. Но в 2000 году, когда аудитория Сети очень сильно выросла, вобрав в себя представителей многих социальных групп, для пользователей интернет-магазина приоритетными стали удобство заказа и доставки товара, хорошие возможности поиска новинок, широкий ассортимент и прочие подобные факторы. Изменилась сама схема: если раньше приходили почитать обзоры и, может, заодно что-то купить, то теперь приходили что-то купить, а заодно, может, почитать обзоры. Изменились и другие интересы аудитории. Если первоначально интернет-магазин клиенты рассматривали как площадку, где можно купить дешевле, чем в магазине, то через пару лет покупателей интересовал прежде всего сервис, без оглядки на то, стоит ли эта книга на пять рублей дешевле или дороже, чем в магазине. Главное, что ее можно быстро найти, почитать обзор и отзывы, после чего заказать с доставкой.
Еще одна проблема была связана с подходом информационной редакции к созданию каталога. Рубрицирование, которое было сделано еще в 1998 году, создавалось для узкого круга пользователей. Заметно изменившаяся к 2000 году аудитория уже не понимала терминологии, которая была рассчитана на киноманов. Например, название рубрики кинораздела «road movie», нормально смотревшееся в 1998 году, через два года вызывало многочисленные вопросы. Последний момент – затраты на информационную редакцию. По меркам интернет-магазина, работавшего в условиях жесткой оптимизации расходов, бюджет информационной редакции, в которой тогда работало аж 25 человек, был немыслимо раздут. Кроме того, руководство явно раздражал тот странный факт, что сотрудники информационной редакции помимо весьма солидных зарплат (у некоторых выходило порядка тысячи долларов в месяц) дополнительно получали авторские гонорары за производимый контент.
В связи с уходом санкт-петербургского отделения информационной редакции ее срочно стали создавать в Москве. Главным редактором информационного отделения стал известный журналист Вячеслав Курицын. Через некоторое время здесь стали работать восемь человек. Бюджет у них был в четыре раза меньше, чем у прежней информационной редакции, а работой отдела Курицына руководство было вполне довольно: штат состоял в основном из профессиональных журналистов, которые писали очень хорошим языком. Сотрудники новой информационной редакции работали в свободном режиме: перед ними просто ставилась задача выдавать в день определенное количество материала. CRM в 2000 годуВ 2000 году служба по работе с клиентами работала через Outlook: существовала некая общая почтовая папка, куда попадали все письма, отправляемые клиентами с веб-витрины, а четыре человека из этой службы их разгребали. В основном покупатели интересовались доставкой заказов. В день отвечали примерно на 20 писем. В то время скорость и качество ответов на письма никак не проверялись – некоторые письма могли лежать неделями. В дальнейшем все изменилось. Показатели 2000 годаВ конце 2000 года оборот магазина достиг 1,3 миллиона долларов. Информационная база магазина содержала 2600 статей и рецензий, каталог книг насчитывал 29 000 изданий, кинораздел предлагал 5600 видеокассет и 257 DVD, в музыкальном разделе было 2430 дисков. Зарубежные продажи на тот момент составляли порядка 50 процентов всего оборота. Количество ежемесячных заказов за год выросло с 3 до 10 тысяч (показатели за январь и декабрь). В ноябре 2000 года был установлен новый рекорд оборота: 220 тысяч долларов в месяц. Инвестиции в компанию, как и планировалось по договору, составили 3 миллиона долларов. Заметная часть инвестиций была вложена в рекламу и повышение узнаваемости бренда. Как прошедший год оценили инвесторы? По-разному. Кто-то оценил положительно, однако многие были недовольны результатами и предлагали даже остановить инвестиции в OZON.ru и Яndex. Однако члены совета директоров вместе с Леонидом Богуславским решили, что нужно продолжать строить компанию и инвестировать оставшиеся деньги. Генеральный директор ru-Net Holdings Джейсон Доунс тогда оптимистично заявил, что OZON.ru к концу 2001 года может выйти на самоокупаемость, и даже вызвал на соревнование Amazon, который планировал достигнуть самоокупаемости также в конце 2001 года.
|
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Другие сайты | Наверх |
||||
|