|
||||
|
Глава 7Управление поведением организации Эффективная деятельность любой организации непосредственно зависит от того, как руководители и работники оценивают и учитывают в своих действиях жизненный цикл организации и каждую его стадию. Руководители должны знать, на какой стадии развития находится организация, адекватно оценивать, насколько осуществляемая деятельность и принятый стиль управления соответствует этой стадии, а также понимать причины перехода от одной стадии к другой. На каждой стадии перед организацией стоят определенные задачи, и каждая стадия имеет свои характерные симптомы. Умение правильно проанализировать ситуацию и выбрать наиболее эффективный тип управления – залог успешного развития организации. Уникальность и неповторимость любой организации обусловлена ее организационной культурой. Будучи нематериальной, культура, тем не менее, во многом определяет любое событие, происходящее в организации. Она может сознательно формироваться ее ведущими сотрудниками или развиваться стихийно. Можно сказать, что культура – это система запретов. Практика показывает, что организации, которым удается создать сильную и активную организационную культуру, как правило, добиваются более высокой производительности и эффективности своей деятельности. Поэтому очень важно четко представлять себе сущность и взаимосвязь основных элементов оргкультуры, факторы, влияющие на ее формирование, модели изменения и другие аспекты. Тесно связана с понятием культуры и репутация организации. Организационная культура – один из основных ее элементов, наряду с имиджем, известностью на рынке и авторитетом первого лица. Управление репутацией организации включает ее формирование, поддержание и защиту. Представленные в данной главе практические задания посвящены рассмотрению отдельных аспектов перечисленных выше вопросов и, как правило, не предполагают однозначных ответов, делая упор на логическое обоснование авторской позиции и умение творчески использовать полученные в ходе изучения теоретического материала знания. 7.1. Практическое упражнение «Стадии жизненного цикла организации»Цель. Понять особенности управления на различных стадиях жизненного цикла организации (ЖЦО). Задание. В табл. 7.1 приведены основные задачи, стоящие перед организацией на различных стадиях ее жизненного цикла. Определите, какой стадии цикла соответствует каждая из задач, и заполните таблицу. Обоснуйте свой выбор. Упражнение выполняется индивидуально или в группах по 3–4 человека. Таблица 7.1. Задачи, стоящие перед организацией на различных стадиях ее жизненного цикла 7.2. Практическое упражнение «Ценностные установки»Цель. Понять особенности формирования культуры в организации через анализ ценностных установок. Главная роль в процессе формирования культуры в организации отводится ее руководителям, которые заинтересованы в том, чтобы она соответствовала их собственным представлениям. В то же время, они не могут не учитывать, как их ценностные установки будут воспринимать сотрудники. Задание. Дополните приведенный ниже список, исходя из собственных представлений, и определите, могут ли возникать противоречия между руководителями и сотрудниками во взглядах на эти ценностные установки. Этапы работы. 1. Путем коллективного обсуждения дополните представленный перечень ценностных установок. 2. Проанализируйте возможные противоречия во взглядах на конкретные ценностные установки. Дайте оценку каждому из этих противоречий и сформулируйте предложения по их минимизации. Перечень ценностных установок, которыми обычно руководствуются высшие менеджеры: • поощрения и наказания; • участие в управлении; • демократичность; • открытость; • помощь другим; • лояльность; • отношение к равенству полов; • возраст; • другое (указать). 7.3. Практическое упражнение «Организационная культура»Цель. Отработка навыков анализа сущности организационной культуры. Задание. Определите, какие из приведенных ниже утверждений верны, а какие нет. Этапы работы. 1. Выполните предложенное задание индивидуально. 2. Обсудите свои ответы в группе, приводя свои обоснования и комментарии. Утверждения. 1. Организационная культура отличает одну организацию от другой. 2. Поддержание культуры зависит от неформальных лидеров. 3. Освоение работниками организационной культуры зависит от их адаптации в организации. 4. Организационная культура относится к факторам внешней среды. 5. Базовые установки культуры бездоказательно принимаются и разделяются членами организации. 6. Переход от одной стадии жизненного цикла организации к другой – это предсказуемое изменение. 7. Жизненный цикл организации и жизненный цикл товара не связаны между собой. 8. Миссия организации, как правило, формулируется на стадии роста. 9. На стадии зрелости организации резко усиливается конкуренция. 10. На стадии упадка организации усиливается централизация уп– равления. 7.4. Анализ рабочих документов: корпоративная культураЦель. Разобраться в вопросах поддержания корпоративной культуры на конкретных примерах: Задание. Проанализируйте два приведенных ниже документа и ответьте на следующие вопросы. 1. Что общего в этих документах? 2. В чем вы видите отличия между ними, разницу в подходах? 3. Какие из положений этих документов можно использовать в ка– честве типовых в других организациях? 4. Какие изменения и дополнения вы бы внесли в эти документы? Документ 1: корпоративный кодекс поведения. Кодекс поведения шведско-немецкого консорциума Skanska[15] (фрагмент). Skanska приняла корпоративный кодекс поведения в феврале 2002 г. с целью определения своих принципов в области отношений с работниками, коммерческой деятельности, прав человека, окружающей среды и отношений с заинтересованными кругами. Этот документ опирается на ряд важных международных договоров и конвенций, в том числе ООН, МОТ, Организации экономического сотрудничества и развития. Кодекс был разработан в сотрудничестве со всеми коммерческими подразделениями и переведен на языки всех национальных внутренних рынков. В настоящее время происходит его внедрение в практику, с акцентом на таких аспектах, как обучение, ответственность и отчетность. Одним из последствий воплощения в жизнь данного кодекса может стать то, что мы будем вынуждены отказаться от ряда проектов и заказчиков. Мы рассмотрим каждый такой случай в отдельности и, возможно, примем решение прекратить свою работу в определенном регионе или странах. Причиной такого решения может быть не только слишком высокий финансовый риск, но и характер влияния проекта, в котором мы участвуем, на окружающую среду и общество. Общие принципы. Наша основная задача состоит в обеспечении и развитии процветающей коммерческой деятельности на прочной экономической основе. Skanska, как компания с многолетней историей и перспективами, признает свою ответственность. Мы несем ответственность перед государством, общественной средой, в которой мы работаем, перед сотрудниками и деловыми партнерами и в целом перед всем человеческим сообществом. Исходя из этого, мы сформулировали ключевые принципы своей деятельности. • Мы соблюдаем требования законов, действующих в тех странах, где мы ведем коммерческую деятельность. • Мы уважаем Всеобщую декларацию прав человека ООН и признаем свою ответственность за соблюдение тех прав, которые применимы к нашим отношениям с сотрудниками и обществом. • Мы обязуемся вести коммерческую деятельность на высоком нравственном и этическом уровне. В сфере своего внимания мы стараемся следить за тем, чтобы наши поставщики и субподрядчики соблюдали принципы, заложенные в нашем кодексе поведения. Отношения с работниками. Последовательные отношения со всеми работниками, базирующиеся на взаимном уважении и признании достоинства человека, имеют основополагающее значение в деятельности нашей компании. Предлагаемые работникам условия соответствуют, как минимум, требованиям национального законодательства и соответствующих конвенций МОТ. • Мы не используем принудительный труд, рабский труд или другие формы недобровольного труда на наших площадках. • Мы не нанимаем на работу лиц моложе 15 лет. • Мы предоставляем безопасные и благоприятные для здоровья человека условия работы и обязуемся постоянно их улучшать. Письменные инструкции по гигиене и безопасности труда находятся в доступном для работников месте, соблюдаются на всех стройплощадках. • Мы предоставляем одинаковые возможности всем людям, независимо от расы, цвета кожи, национальности, религиозной или этнической принадлежности. • Мы не допускаем проявлений дискриминации или сексуальных до могате л ь ств. • Мы признаем за работниками право создавать профсоюзы и вступать в них в соответствии с законами страны. Этика коммерческой деятельности. Проявления коррупции, взяточничества и других неправомерных действий, препятствие конкуренции затрудняют формирование рынка, социальное и демократическое развитие. Исходя из этого, Skanska обязуется не допускать таких случаев в своей деятельности. • Мы будем избегать действий, противоречащих законам честной конкуренции. • Мы не будем предлагать или осуществлять какие-либо ненадлежащие выплаты или иные формы вознаграждения физическим или юридическим лицам с целью склонить их к действиям, противоречащим их рабочим обязанностям, для расширения или сохранения бизнеса Skanska. • Мы не будем принимать какие-либо ненадлежащие выплаты или иные формы вознаграждения, которые предлагаются нам с целью склонить нас к действиям, противоречащим нашим установленным рабочим обязанностям. Окружающая среда. • Мы обязуемся предупреждать и минимизировать негативное воздействие на окружающую среду, беречь природные ресурсы. • Мы заранее думаем о воздействии на окружающую среду и принимаем решения на основании соответствующих фактов. • Мы не ведем деятельности, которая связана с неприемлемыми экологическими и социальными рисками. Мы стараемся идентифицировать такие риски как можно раньше, чтобы принять своевременные и адекватные меры и решения. Документ 2: кредо организации. Для поддержания организационной культуры часто используется так называемое кредо организации, в котором зафиксированы ценности, нормы и ответственность всех ее членов. В качестве примера приводим кредо корпорации Johnson &Johnson. Кредо корпорации Johnson & Johnson. Мы несем ответственность перед врачами, медсестрами, пациентами, матерями и всеми другими людьми, пользующимися нашими товарами и услугами. Мы должны постоянно стремиться к снижению затрат для поддержания разумных цен. Заказы покупателей должны выполняться быстро и точно. Наши поставщики и потребители должны иметь возможность получать достаточную выгоду. Мы отвечаем перед своими работниками – мужчинами и женщинами, работающими с нами по всему миру. Каждый из них должен рассматриваться как личность. Мы должны уважать их достоинство, чувство безопасности и уверенности в своей работе. Заработная плата должна быть достаточной и адекватной, рабочее место – чистым и безопасным. Работники должны чувствовать себя свободными в высказывании замечаний и предложений. Они должны иметь возможность применять и повышать свою квалификацию. Мы должны обеспечивать компетентное управление, и наши действия должны быть справедливыми и разумными. Мы отвечаем перед обществом, в котором живем, и перед миром в целом. Мы должны быть достойными гражданами – хорошо работать и платить налоги. Мы должны помогать улучшать системы образования и здравоохранения. Мы должны поддерживать в хорошем состоянии нашу собственность, обеспечивая сохранность окружающей среды и природных ресурсов. Мы отвечаем перед нашими акционерами. Бизнес должен приносить ощутимую прибыль. Мы должны экспериментировать с новыми идеями. Исследования должны выполняться, научные программы – развиваться, ошибки – исправляться. Необходимо приобретать новое оборудование, реализовывать новые возможности, выпускать новые продукты. Если мы будем работать в соответствии с этими принципами, держатели наших акций будут получать хорошие дивиденды. 7.5. Разбор конкретной ситуации «Проведение совещания в компании „Сигма“[16]Цель. Отработка навыков анализа организационной культуры на конкретном примере. Задание. Ознакомьтесь с приведенной ниже ситуацией и ответьте на следующие вопросы. 1. Как вы оцениваете уровень культуры в компании «Сигма»? Какой тип культуры сложился в компании? Ориентирует ли он всех работников на то, что является для организации ценным и важным? Какое поведение считается допустимым? 2. Можно ли утверждать, что система ценностей в компании сформировалась и принята ее сотрудниками? 3. Оцените уровень проведения совещания (церемонии и ритуалы как часть культуры). 4. Какой стиль руководства в компании «Сигма»? Эффективен ли он? 5. Какие этические аспекты проведения совещания вы бы выделили? 6. Какие рекомендации вы могли бы дать руководству компании «Сигма»? Ситуация. Компания «Сигма» занимается разработкой, продажей и сопровождением компьютерных программ в России и некоторых странах СНГ. В настоящее время в ней работает около 60 аналитиков и программистов. Раз в месяц правление проводит обсуждение планов, проблем и возможностей, имеющихся у компании. Ниже приведена стенограмма заседания правления, на котором обсуждался вопрос о контрактах по обслуживанию проданных ранее компьютерных программ. Михайлов Андрей, генеральный директор: «Итак, на повестке дня сегодняшнего заседания правления контракты по обслуживанию. Роман, это твой вопрос». Дворецкий Роман, финансы и учет: «Не совсем мой, но я просмотрел контракты по обслуживанию программ, заключенные с рядом наших клиентов, и мне кажется, что мы не получаем от них хорошего возврата на капитал. По моим подсчетам, было бы лучше продавать каждый год обновленную версию нашего пакета программ „Сигма“, чем предлагать контракты по их обслуживанию… или, это совершенно ясно, мы должны увеличить цену этих контрактов». Михайлов: «Насколько ты предлагаешь поднять цену?» Дворецкий: «Вопрос, конечно, интересный…» Михайлов: «Так что же ты все-таки предлагаешь?» Дворецкий: «Я думаю, мы должны увеличить годовую плату за обслуживание программ „Сигма“ по крайней мере на 30 %». Толмачев Борис, маркетинг: «Если мы это сделаем, то можем потерять часть клиентов… может, не тех, кто уже у нас есть, но некоторых потенциальных клиентов». Михайлов: «Сколько пользователей программ имеет с нами контракты по обслуживанию?» Толмачев: «Я не знаю». Михайлов: «Алексей, сколько?» Шустов Алексей, развитие: «Я не очень хорошо представляю себе ситуацию на сегодняшний день». Дворецкий: «Мне кажется, около 80 %». Михайлов: «Какова стандартная цена, исчисляемая на процентной основе к пакету программ?» Толмачев: «Это отчасти зависит от цены программы, но прежде всего от того, насколько часто она изменяется». Шустов: «Может быть, мы не должны делать так много изменений в программах. Лучше было бы потратить время на переход к новой системе компании „Эппл“». Семина Тамара, операции: «Это не помогло, и от нас ушел Станислав Фридман. Он знал наши программы вдоль и поперек». Михайлов: «Да, Станислав был уникальный специалист и работник». Шустов: «Все-таки интересно, почему он ушел». Михайлов: «Не будем отвлекаться. Почему бы нам не попытаться лучше продавать контракты по обслуживанию пакета программ „Сигма“? Разве компании „Медсистем“ и „ТМС“ не делают таких же изменений, как и мы, причем так же часто? Давайте сообщим нашим клиентам, что наши программы – самые совершенные на рынке». Толмачев: «В одной из упомянутых компаний сменился финансовый директор. Тоже ушел неожиданно, как и Станислав». Михайлов: «Иван, мы еще ничего не слышали от тебя. Какие у тебя есть идеи?» Багров Иван, системный анализ: «Мне особо нечего сказать – это не моя тема, это проблема маркетинга. Они должны знать, как продавать контракты». Толмачев: «Почему так ставится вопрос? Генеральный директор в начале совещания четко определил: это вопрос Романа». Михайлов: «Это наш общий вопрос. Тамара, ты хочешь что-то сказать? Давай только по существу». Семина: «Я думаю, нам надо иметь больше данных. Может быть, стоит отложить этот вопрос до тех пор, пока мы не изучим получше потребности наших клиентов и тому подобное». Дворецкий: «Что конкретно мы должны знать?» Михайлов: «Нам необходимо знать предполагаемые по плану изменения на следующий год и во сколько обойдется их осуществление». Семина: «Извините меня, мне надо уйти. Я должна встретиться с Георгиевским в 11: 00». Дворецкий: «Может быть, нам просто поднять цену для новых клиентов на 20 % и посмотреть, что произойдет? Увеличила же „ТМС“ свою цену на 35 % в год». Михайлов: «Что ты думаешь, Борис?» Толмачев: «Да, мы можем попытаться это сделать. Однако мы можем потерять некоторых потенциальных клиентов». Михайлов: «Хорошо, давайте попробуем это сделать. Спасибо, совещание окончено». 7.6. Разбор конкретной ситуации «Вимм-Билль-Данн»[17]Цель. Приобрести навыки анализа деятельности организации по формированию своей репутации. Задание. 1. Ознакомившись с приведенным ниже текстом, охарактеризуйте стратегию развития компании за прошедший период. 2. Выявите основные составляющие и этапы формирования репутации компании. Ситуация. Осенью 1992 г. шестеро предпринимателей арендовали линию по расфасовке напитков на Лианозовском молочном комбинате (Москва) и начали производство относительно нового для того времени в России товара – сока, разлитого в пакеты. С этого момента ведет свою историю компания «Вимм-Билль-Данн», выросшая в крупнейшую российскую корпорацию. Созданию компании предшествовали масштабные исследования, тщательное изучение рынка, состояние покупательского спроса и серьезная аналитическая работа. В ноябре 1992 г. Лианозовский молочный комбинат выпустил первый пакет сокосодержащего напитка с забавным зверьком на упаковке и логотипом фирмы Wimm-Bill-Dann. Через короткое время специалисты компании создали серию из семи натуральных фруктовых соков, которая получила название J-7. В дальнейшем вся получаемая прибыль направлялась на разработку новых продуктов и приобретение контрольных пакетов акций предприятий пищевой промышленности. Помимо выпуска фруктовых и овощных соков, «Вимм-Билль-Данн» стала уделять внимание выпуску молочных продуктов, а недавно был приобретен контрольный пакет акций владивостокского завода «Пивоиндустрия Приморья». На сегодняшний день «Вимм-Билль-Данн» представляет собой торгово-производственную группу в форме холдинга, в состав которого входит 18 молочных комбинатов, расположенных в различных городах РФ и стран СНГ (Москва, Нижний Новгород, Новосибирск, Тимашевск, Киев, Владивосток, Бишкек и др.). Есть предприятия и в других странах, в частности в Голландии и Израиле, – дочерние предприятия со стопроцентным российским капиталом. Общая численность работников холдинга составляет 12 ООО человек. Руководство компании поставило задачу не просто конкурировать на равных с иностранными производителями молочных продуктов, а занять лидирующие позиции. Для этого было необходимо не только выпустить на рынок продукты с лучшим соотношением цены и качества, но и создать оригинальные запоминающиеся торговые марки, отвечающие именно российской специфике. Таких марок было создано несколько: «Домик в деревне», «Милая Мила», «Из бабушкиного погреба», «Чудо» и пр. В настоящее время компания производит 170 видов соков и 266 видов молочной продукции. Более 2000 магазинов Москвы сотрудничают с предприятиями «Вимм-Билль-Данн», есть дистрибыотерные представительства более чем в 40 городах России и стран СНГ. По данным маркетингового агентства «Бизнес Аналитик», во 2-м квартале 2002 г. доля «Вимм-Билль-Данн» на российском рынке соков составила 36 %. Существенно изменилась структура управления. «Вимм-Билль-Данн» стал группой компаний, подчиненных общей стратегии. При этом каждое из предприятий, входящих в группу, сохранило значительную самостоятельность. Партнерами «Вимм-Билль-Данн» являются транснациональная корпорация Tetra Pak, мировой лидер в производстве оборудования и материалов для асептической упаковки жидких продуктов питания, Cargil, крупнейший в мире поставщик концентратов для производства соков, а также такие российские компании, как «Рускарт», «Союз», «БФК». Всего «Вимм-Билль-Данн» пользуется услугами более 280 поставщиков. Среди потребителей продукции компании – и это предмет особой гордости «Вимм-Билль-Данн» – рестораны быстрого обслуживания McDonald's и всемирно известная фирма Nestle. В 1998 г. компания получила почетную награду журнала Russia Review. Издательский дом Independent Media по результатам независимой экспертизы признал ее «Лучшей частной компанией года». «Вимм-Билль-Данн» участвует в культурной жизни, оказывая финансовую поддержку московскому фестивалю рекламы, конкурсу «ТЭФИ», ряду московских театров и пр. В 2000 г. в компании начались работы по совершенствованию системы нематериального стимулирования сотрудников. Эти работы осуществлялись совместно с рядом организаций, включая «Вымпелком», московские представительства Microsoft и IBS. В ходе опроса сотрудников выяснилось, что наиболее желательным вариантом для них является оплата фитнеса. Был определен поставщик таких услуг, что позволило сотрудникам оплатить услуги по корпоративным расценкам, т. е. со скидкой в 20–30 %. По словам директора управления по работе с персоналом «Вимм-Билль-Данн» Д. Куприянова, этот шаг представляет собой новое направление в части вложения в здоровье работников. В начале августа 2001 г. компания объявила через прессу о начале скупки акций АО «Бишкексут» на вторичном рынке ценных бумаг. В марте 2002 г. компания продала блокирующий пакет своих акций на Нью-Йоркской фондовой бирже более чем за $200 млн, опубликовав при этом информацию о криминальном прошлом одного из своих акционеров. В августе 2002 г. председатель правления «Вимм-Билль-Данн» Сергей Пластинин предложил правлению концепцию дальнейшего развития организации с учетом европейского опыта. В Европе специфика молочной отрасли состоит в том, что молочные продукты можно эффективно продавать в радиусе 500 км от места их производства. С учетом российских территорий, продукцию молочного завода целесообразно продавать в радиусе 700 км. Следовательно, привлекательными районами становятся Урал, Самара, Новосибирск, что и определяет направления дальнейшего развития компании. 7.7. Тест для самопроверки таблица |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Другие сайты | Наверх |
||||
|