|
||||
|
Глава 4Формирование группового поведения в организации Группы играют все большую роль в деятельности организаций. Групповое поведение – важная составляющая организационного поведения. Люди образуют группы по ряду причин, рассматриваемых классическими теориями группообразования. Кроме того, работая в группе, люди могут удовлетворять свои потребности в безопасности, общении, уважении, власти и др. В своем становлении и развитии группы проходят ряд стадий. Зная, на какой стадии находится та или иная группа, менеджеры могут по-разному влиять на групповое поведение. На каждой из этих стадий группа приобретает ряд существенных характеристик, которые оказывают самое непосредственное влияние на эффективность групповой работы. Групповые характеристики придают функционированию группы определенность, что, в свою очередь, важно как для ее членов, так и для менеджмента организации. Менеджеры должны знать характеристики и особенности поведения групп, чтобы подготовиться к возможным последствиям (положительным или отрицательным) групповой деятельности. Они могут продумать, как следует изменить восприятие, установки, мотивацию членов группы, чтобы повысить результативность групповой работы для достижения целей организации. Члены группы играют в ней определенные роли: формальную и неформальную. При этом большинство людей может играть несколько неформальных ролей. Это обусловливает сложность индивидуального поведения. Группы могут классифицироваться по ряду признаков. Среди множества видов групп наибольший интерес вызывают неформальные группы. Чтобы справиться с потенциальными проблемами и использовать потенциальные преимущества неформальных групп, менеджмент должен признать их существование, взаимодействовать с ними, привлекать к принятию решений, прислушиваться к мнению их неформальных лидеров. В современных условиях рабочие группы перерастают в команды. Особенно важны и интересны с точки зрения организационного поведения самоуправляемые команды, которые наряду с выполнением задания осуществляют и функции управления. Их создание и деятельность принципиально меняют характер функционирования и построения современных организаций. Предлагаемые в данной главе тесты и упражнения помогут закрепить знания основ формирования группового поведения в организации, приобрести навыки анализа конкретных ситуаций, связанных с поведением руководителей и сотрудников в группе и конкретными проблемами групповой работы. 4.1. Практическое упражнение «Этапы развития группы»Цель. Приобрести навыки анализа роли и поведения руководителя группы на различных этапах ее развития. Задание. Проанализируйте предложенные варианты поведения руководителя и определите, для какого этапа развития группы они характерны, заполнив табл. 4.1. Таблица 4.1 Поведение руководителя на различных этапах развития группы Варианты поведения руководителя. 1. Обеспечивает координацию деятельности специализированных членов группы. 2. Отстаивает свои позиции, утверждает свой авторитет. 3. Принимает участие в выработке правил взаимодействия в группе. 4. Организует работу группы, обеспечивает ее ресурсами. 5. Поощряет или наказывает членов группы по результатам трудовой деятельности. 6. Отстаивает точку зрения группы при взаимодействии с другими группами. 7. Подводит итоги деятельности группы по выполнению целевого задания и вносит предложения о нецелесообразности дальнейшего существования группы. 8. Организует групповые дискуссии для решения сложных групповых проблем. 9. Устраняет внутригрупповые конфликты. Ответы. 1. Формирование: 2, 4. 2. Бурление: 2, 9. 3. Нормирование: 3. 4. Выполнение работ: 1, 4, 5, 6, 8, 9. 5. Расформирование: 7. 4.2. Практическое упражнение «Нормы поведения»Цель. Отработать навыки анализа существующих в организации норм поведения. Задание. 1. Проклассифицируйте указанные ниже нормы поведения по предлагаемым признакам, заполнив табл. 4.2. 2. Приведите примеры норм, существующих в ваших организациях или известных вам, которые отличаются от названных. Таблица 4.2. Виды норм поведения Виды норм 1. Качество – главный принцип нашей работы! 2. Все сотрудники должны ходить в униформе с символикой организации. 3. Все задания должны выполняться сотрудниками в рабочее время. Никаких сверхурочных! 4. Вознаграждение членов группы осуществляется пропорционально их трудовому вкладу в результаты работы группы. 5. В нашей организации мужчины должны ходить в темных костюмах, белых рубашках и не пестрых галстуках. 6. Все сотрудники не покидают своих рабочих мест до тех пор, пока их не отпустит непосредственный руководитель. 7. Члены группы ни при каких обстоятельствах не должны сообщать руководителю об опоздавших. 8. Вознаграждение членов группы осуществляется по результатам работы группы в целом и распределяется по принципу «каждому – поровну». 9. Никаких украшений персонал организации носить не должен! 10. Члены группы не должны открыто критиковать точку зрения коллеги в присутствии руководителя. 11. Все члены группы несут коллективную ответственность за результаты деятельности группы. 12. Каждый член группы имеет доступ к необходимой для работы информации. 13. В нашей организации женщинам запрещается носить брюки, мини-юбки, декольте. Ответы. 1. Нормы деятельности: 1, 3, 6, 7, 10, И, 12. 2. Нормы, регламентирующие форму одежды: 2, 5, 9, 13. 3. Нормы, регламентирующие распределение ресурсов внутри группы: 4, 8. 4.3. Практическое упражнение «Поведение руководителя группы»Процессы решения проблем в группах могут либо удовлетворять членов группы, либо приносить им разочарование. От этого зависит их желание работать в группе, трудовая активность и производительность, а следовательно, и результаты групповой работы. Большую роль в организации и осуществлении групповых процессов играет руководитель группы. Цель. Отработать навыки анализа групповых процессов и научиться определять характер влияния поведения руководителя на членов группы. Задание. Проанализируйте приведенные в табл. 4.3 ситуации, характеризующие поведение руководителя в групповых процессах. Определите, какое поведение руководителя может удовлетворять членов группы, а какое нет, заполнив соответствующие столбцы таблицы. Таблица 4.3. Ситуации, характеризующие поведение руководителя Ответы. Удовлетворяют членов группы: 3, 5, 8, 9. Приносят разочарование: 1, 2, 4, 6, 7. 4.4. Практическое упражнение «Групповая сплоченность»Важной интегральной характеристикой группы выступает сплоченность. Она оказывает большое воздействие на индивидуальное поведение, результаты работы группы и, в конечном счете, организации в целом. Поэтому крайне важно знать определяющие ее факторы и характер их влияния. Это позволит менеджерам повышать или понижать групповую сплоченность, добиваясь тех целей, которых они хотят достичь. Цель. Приобрести навыки анализа факторов, влияющих на групповую сплоченность. Задание. Проанализируйте предложенные в табл. 4.4 факторы. Определите характер влияния отдельных факторов на групповую сплоченность, заполнив соответствующие столбцы таблицы. Таблица 4.4. Факторы, влияющие на групповую сплоченность Ответы. Повышают групповую сплоченность: 1,2, 4, 5, 9, 10. Понижают групповую сплоченность: 3,6,7,8. 4.5. Практическое упражнение «Формирование управленческих команд»Для российских компаний в настоящее время важной проблемой становится формирование и эффективное функционирование управленческой команды (команды менеджеров). Об этом говорят неоднократно проводившиеся опросы руководителей компаний (см. журналы «Эксперт», «Секрет фирмы» и др. за 1999–2003 гг.). Цель. Получить представление о принципах формирования управленческой команды. Задание. Проанализируйте приведенные в табл. 4.5 формулировки, раскрывающие сущность принципов формирования управленческой команды. Определите, какому из указанных ниже принципов соответствует каждая из них, заполнив табл. 4.5. Основные принципы формирования управленческих команд. 1. Принцип «дополнения». 2. Принцип «согласия целей». 3. Принцип конкретности, персонификации заданий, ролей, ответ– ственности каждого члена команды. 4. Принцип делового сотрудничества. 5. Принцип обмена информацией. Таблица 4.5. Характеристика принципов формирования управленческих команд Ответы. 3,4,1,5,2. 4.6. Практическое упражнение «Анализ характеристик управленческих команд»Цель. Получить навыки анализа управленческих команд. Задание. Проанализируйте перечисленные ниже черты и выберите из них те, которые характерны для настоящей управленческой команды. 1. В команде каждый ее член стремится к лидерству, поскольку является профессионалом. 2. В команде один за всех и все за одного. 3. Все члены команды – единомышленники. 4. В команде важны вертикальные связи и формальные правила. 5. Высокое доверие и уважение членов команды друг к другу. Ценят за достоинства, терпимы к недостаткам и слабостям. Принятие индивидуальности друг друга. 6. Состав команды оптимален с точки зрения распределения ролей: генераторы – критики – организаторы. 7. В команде господствует культ буквы, а не мысли. 8. В команде полная взаимодополняемость и взаимозаменяемость за счет широкого профессионализма. 9. В команде преобладает мотивация к достижению цели и готов– ность к риску. 10. В команде царит культ власти. Авторитет утверждается на основании должности, а не заслуг. 11. Члены команды хорошо сотрудничают друг с другом, умеют выслушивать мнения друг друга, готовы к компромиссу. Ответы. 2,3,5, 6,8,9,11. 4.7. Практическое упражнение «Эффективность групповой работы»На эффективность работы группы существенно влияет ее размер. От него зависит возможность взаимодействия членов группы друг с другом, степень их участия в групповых процессах, вероятность создания подгрупп, соперничество которых может привести к внутригрупповым конфликтам и т. д. Кроме того, следует иметь в виду, что в группах с четным числом членов чаще возникают различные разногласия и конфликты при выполнении задач, чем в группах с нечетным числом членов. Цель. Приобрести навыки анализа эффективности групповой работы и факторов, влияющих на нее. Задание. Проанализируйте перечисленные ниже эффекты групповой работы и определите, для групп какого размера они характерны, заполнив табл. 4.6. Таблица 4.6. Факторы эффективности групповой работы Ответы. • 2 человека: 2. • 3 человека: 5, 6, 7. • 5-15 человек: 1, 4, 9. • Более 25 человек: 3, 8, 10, И, 12. 4.8. Практическое упражнение «Групповое поведение»Цель. Проверить свои знания о групповом поведении в организации. Задание. Проанализируйте предложенные ниже утверждения и укажите, какие из них верны. 1. Группа, созданная для достижения своей основной цели, почти всегда преследует и другие цели. 2. Для каждой группы набор ролей и норм уникален. Именно роли и нормы важны для ощущения принадлежности к группе и преданности ей. 3. Ролевой состав группы должен отражать специфику задания. 4. Эффективность работы группы зависит от баланса ролей. 5. В группе снижается уровень мотивации высококвалифицированных сотрудников. 6. Основным преимуществом работы в группе выступает групповое единомыслие. 7. Сильная преданность группе ее членов способствует высокой производительности труда. 8. Чтобы стать неформальным лидером группы, человек должен уметь помочь ей в достижении целей. 9. Член группы может выполнять в ней только одну неформальную роль. 10. Если у группы несколько целей, то лидерство может переходить от одного ее члена к другому в зависимости от приоритетности решаемых задач. 11. Чем больше размер группы, тем меньше возможностей для взаимодействия членов группы друг с другом. 12. Если в группу вступить легко, групповая сплоченность возрастает. 13. Чем больше разница в возрасте, тем ниже групповая сплоченность. 14. Групповая поляризация может привести к конфликтам в группе. 15. Групповая производительность не зависит от преданности группе ее членов. 16. Стремление членов группы быть «командными игроками» может привести к групповому единомыслию. 17. Руководитель не должен учитывать в своей работе существование неформальных групп. 18. Для повышения эффективности работы руководитель должен пресекать все попытки формирования неформальных групп в трудовом коллективе. 19. Чтобы избежать группового единомыслия, руководитель должен поощрять групповые дискуссии и даже конфликты в процессе принятия решений в группе. 20. Групповое сотрудничество эффективно и с точки зрения производительности, и с точки зрения удовлетворенности членов группы. 21. Эффективность групповой работы не зависит от сплоченности группы. 22. Эффективность работы группы – важная составляющая эффективности работы организации в целом. Ответы. Верны утверждения: 1, 2, 3, 4, 5, 7, 8,10, И, 13, 14,16,19, 20, 22. Неверны утверждения: 6, 9, 12,15,17, 18, 21. 4.9. Практическое упражнение «Сравнение работы индивида с работой группы»[6]Цель. Сравнить процесс и результаты индивидуального и коллективного решения проблем. Продолжительность – один час. Этапы работы. 1. Участники знакомятся с проблемой кораблекрушения на Луне.[7] Каждый участник должен выполнить задание примерно за 15 минут. 2. Участники делятся на группы по 4–7 человек и знакомят друг дру– га со своими индивидуальными вариантами решения задачи. После это– го группе дается полчаса для совместной выработки общего решения. Преимущества коллективного решения проблем по сравнению с инди– видуальным проявляются в наибольшей степени тогда, когда группа работает так, что каждый ее член в итоге согласен с предложенной по– следовательностью значимости отдельных предметов.[8] Правила работы в группе. I. Наличие разных точек зрения на решение определенной проблемы дает положительный результат. Чем больше мнений высказано, тем выше вероятность правильного решения. Поэтому следует заинтересовать всех членов группы в том, чтобы они открыто высказывали свои взгляды. Внимательно выслушайте всех и попытайтесь понять их. П. Поддерживайте только те позиции, с которыми вы полностью согласны. Не поддерживайте и не соглашайтесь с мнением того или иного члена вашей группы только потому, что перед этим он поддержал ваши взгляды и согласился с вашей точкой зрения. Если вам кажется, что общее согласие достигается слишком быстро, это может означать, что вы, возможно, не учли какие-то важные аспекты данной ситуации или что согласие достигается скорее из тактических соображений. Постарайтесь найти контраргументы, чтобы изучить другие точки зрения. III. Не избегайте конфликтных ситуаций и конструктивной критики. Не уступайте только потому, что вы в меньшинстве, или потому, что никто не поддерживает вашу точку зрения. Не судите о качестве определенных мнений только на основании того, сколько членов вашей группы их отстаивает. Большинство тоже может ошибаться. IV. Если вы поняли, что ошиблись, – открыто признайте свою ошибку. Не добивайтесь принятия вашего решения во что бы то ни стало. Старайтесь найти логичное, объективно правильное решение. 3. После выработки коллективного решения участники знакомятся с правильным ответом и подсчитывают индивидуальные и коллектив– ные штрафные очки. Сумма индивидуальных штрафных очков дает результат индивидуального решения проблемы, сумма коллективных штрафных очков – результат решения проблемы в группе. Результаты заносятся в таблицу. 4. Участники сравнивают коллективные результаты с результатами отдельных членов группы; обсуждают различия между ними и их причины; выявляют, что помогало и что мешало работе группы; определяют преимущества и недостатки коллективной работы; пытаются понять, что могло бы улучшить коллективное решение производственных проблем на их рабочих местах, и т. д. Проблема: кораблекрушение на Луне. Ваш космический корабль потерпел кораблекрушение на Луне. По плану вы должны были встретиться со станцией, находящейся на расстоянии 300 км от этого места на освещенной стороне Луны. Все уничтожено, кроме коробка спичек, пищевых концентратов, 20 м нейлонового шнура, шелкового купола парашюта, переносного обогревателя на солнечных батареях, коробки сухого молока, двух баллонов с кислородом по 50 кг, звездной карты лунного небосклона, самонадувающейся спасательной лодки, компаса, 25 л воды, сигнальных ракет, аптечки первой помощи с инъекционными иглами и приемопередатчика с частотной модуляцией на солнечных батареях. Жизнь экипажа зависит от того, сможет ли он добраться до станции. Ваша задача: выбрать наиболее необходимые предметы для преодоления пути в 300 км. Вы должны расположить перечисленные 14 предметов в порядке их значимости для сохранения вашей жизни. Номером 1 обозначьте наиболее значимый предмет, а номером 14 – наименее значимый. Ответ. Правильное решение проблемы, представленное в табл. 4.7, разработано специалистами по космическим полетам. Штрафные очки равняются абсолютной разнице (без учета знаков «плюс» и «минус») между номерами предметов в вашем варианте ответа и в правильном. Например, если правильный номер – 8, а ваш – 6 (или наоборот), то вы получили 2 штрафных очка. Ваш общий результат равен сумме штрафных очков. Таблица 4.7. Правильное решение проблемы кораблекрушения на Луне 4.10. Практическое упражнение «Сокращение трудовой пассивности»Цель. Получить опыт разработки способов воздействия на группу с целью сокращения возможностей проявления трудовой пассивности. Задание. Разработать план действий по сокращению трудовой пассивности группы продавцов. Ситуация. Вы – менеджер оптово-розничного магазина, занимающегося продажей строительных материалов и других товаров для оформления интерьера дома (пиломатериалов, сантехники и т. д.) как коммерческим заказчикам, так и индивидуальным покупателям. Сотрудники магазина организованы в три группы. 1. Группа из шести кассиров, которые проверяют продукты, отобранные покупателями на местах. 2. Группа из пяти продавцов, помогающих посетителям находить необходимые им товары на полках. Кроме того, они расставляют товары по полкам и пополняют запасы. 3. Группа из четырех сотрудников, которые обслуживают оптовых покупателей. Заработная плата у всех сотрудников пропорциональна числу отработанных часов. Кассиры и продавцы получают минимальную ставку, а сотрудники, работающие с оптовыми покупателями, получают полуторную минимальную ставку. Вы удовлетворены работой кассиров и сотрудников по работе с оптовыми клиентами, однако у вас создалось впечатление, что продавцы на местах прилагают мало усилий. В ряде случаев посетители жалуются, что не могут найти необходимые товары, и вы сами их отыскиваете, причем некоторые продавцы в это время не заняты. Продавцы не кажутся слишком загруженными, и их нагрузка за последнее время не увеличилась, хотя они должны вести учет дополнительной работы, в том числе по раскладке новых товаров и пополнению товаров на полках. Вы часто видите, как члены этой группы болтают друг с другом, выходят покурить за магазин, звонят по личным делам и устраивают больше перерывов, чем им положено. 4.11. Практическое упражнение «Автомобильный салон»Цель. Отработать навыки анализа реальной ситуации. Задание. 1. Определите, что послужило истинной причиной сложившейся ситуации. 2. Определите, какие нормы, принятые в коллективе, были нарушены Завадским. 3. Разработайте систему мер воздействия на коллектив продавцов со стороны Завадского. 4. Спрогнозируйте последствия принятия предлагаемых мер на ближайший год. Ситуация. Небольшая компания по продаже автомобилей имеет несколько торговых площадок в разных районах Москвы. На одной из таких площадок работает коллектив из 35 человек, большая часть которых – продавцы. Коллектив сплочен, дружен, в нем хорошо развиты неформальные контакты, иногда переходящие в панибратские отношения. Продавцы часто подменяют друг друга, не ставя руководство в известность, используется «скользящий» график работы. Такой режим работы создает определенные сложности для отдела кадров при ведении табельного учета, учета отработанного времени. Все работники – специалисты высокой квалификации, «гении продаж», у каждого есть свои подходы к клиентам. Терехов – «клоун-весельчак», может найти общий язык с любым молодым человеком (до 30 лет), ведет свободный образ жизни. Васильев – «педант», запросто общается с самыми дотошными и занудливыми клиентами, поскольку спокоен и доброжелателен. Павленко лучше всех умеет продавать машины покупательницам-женщинам. Бекетов – «ас продаж» – может работать с любым клиентом, и редко когда клиенты уходили от него без покупки. Этот коллектив, применяя свои нестандартные приемы продаж и подходы к работе, обеспечивал самый высокий уровень продаж среди всех площадок фирмы. Неожиданно в этом коллективе происходит кража. Сомнений нет – кто-то из своих. Руководство компании, разобравшись с ситуацией, выявило виновного (им оказался новенький продавец) и уволило руководителя площадки, который придерживался либерального стиля управления. Остро встал вопрос о новом руководителе. Бекетов, которому предложили эту должность, отказался, мотивируя свой отказ тем, что «его стихия – продажи, а не возня с бумажками». Руководство фирмы решило подобрать более жесткого руководителя, с тем чтобы ввести работу площадки в более организованные рамки, устранить панибратство, повысить дисциплину. Руководителем был назначен Завадский. Завадский – хороший специалист, менеджер по продажам со стажем работы, имеет также навыки руководящей работы, но он «со стороны». В работе Завадский придерживается формальных правил, наводит порядок с дисциплиной, рабочим расписанием, пытается внедрить приемы продаж, принятые во всем мире, но не использовавшиеся на этой площадке ранее, не поощряет неформальные контакты. Бекетов стал отстаивать приемы, принятые в данном коллективе продавцов, на что Завадский пригрозил ему увольнением. Новый начальник не стал посещать традиционно устраиваемые «торжества», утверждая, что ему не нравятся шумные сборища. Коллектив начинает лихорадить: социально-психологический климат испортился, работа ухудшилась. Через два месяца Завадский допустил ошибку, причиной которой было отсутствие у него опыта работы на данном месте. Любой опытный продавец мог бы указать на возможность такой ошибки заранее (по крайней мере, Бекетов), но все молчали и тихо посмеивались. Когда Завадский узнал об этом, он пошел к вышестоящему начальству, обвинил Бекетова и потребовал его увольнения. 4.12. Практическое упражнение «Логика»Цель. Выявить положительные последствия конфликтов в организации. Задание. 1. Определите причину создавшейся ситуации. 2. Выявите, насколько рационально действовали руководители орга– низации в этой ситуации и предложите свой вариант выхода из нее. Ситуация. В отделе по разработке компьютерных программ крупной компании «Логика» работает 30 сотрудников. Коллектив сложился достаточно сплоченный и дружный. Начальник отдела Иванчук В. Л. проявил себя умелым руководителем и пользуется заслуженным уважением у большинства сотрудников. В начале года правление компании принимает решение о переводе Иванчука В. Л. на другую, более высокую должность в «Логике». В коллективе отдела есть неформальный лидер – Петрович И. И., которого многие сотрудники, включая бывшего руководителя отдела, прочат на должность нового начальника. Кроме того, в отделе есть еще несколько высококвалифицированных специалистов, чей опыт и профессионализм позволяют им претендовать на руководящее место. Однако правление компании принимает совершенно неожиданное для коллектива отдела решение: новым руководителем назначается человек «со стороны», который никогда раньше не работал в компании. Вначале сотрудники отдела были крайне удивлены, поскольку никто не ожидал такого поворота событий, и на этой должности уже видели одного «из своих». Постепенно удивление сменяется на возмущение, причем особенно сильно возмущаются те, кто предположительно мог занять это место. Новый начальник Синицын И. Е. – специалист высокого класса, но в связи с тем, что в данной организации он ранее не работал, некоторыми тонкостями в специфике работы отдела просто не владеет. С его появлением в коллективе назревает конфликт. Многие сотрудники недовольны его назначением, некоторые совсем не хотят видеть «варяга» своим руководителем. На одном из совещаний в отделе между Синицыным И. Е. и Петровичем И. И. возник спор о качестве выполняемой работы. Петрович И. И. настаивал на том, чтобы прислушались к его мнению, поскольку он давно работает в отделе и считает себя вполне компетентным в данном вопросе. На это Синицын И. Е. ответил в том смысле, что вопрос, затрагивающий многих сотрудников, не может решаться одним человеком, даже если он очень опытный специалист. После такого совещания Петрович И. И. счел себя оскорбленным и обратился к руководству компании с просьбой о переводе его в другой отдел. Вслед за ним еще 7 человек пишут подобные заявления руководству. В коллективе разгорается открытый конфликт. Дальнейшая нормальная работа отдела становится невозможной. 4.13. Тест для закрепления знаний и развития логического мышленияВопрос 1. Группы можно классифицировать по целям их создания. Так, группа, формируемая для оперативного достижения целей, носит назва- ние целевой или проектной, а группа, созданная для долговременного выполнения определенной функции, называется: 1) социально-экономической группой; 2) группой по интересам; 3) функциональной группой; 4) производственной группой; 5) постоянной группой. Ответ: 3. Вопрос 2. В каждой организации всегда имеются следующие группы: 1) целевые; 2) формальные; 3) неформальные; 4) управленческие; 5) условные. Ответы: 2, 3, 4. Вопрос 3. Ясность целей и согласие с ними членов группы предопределяют успешное их достижение. Для того чтобы достичь целей, руководитель должен: 1) единолично ставить цели перед группой в целом и каждым ее членом в отдельности; 2) делегировать полномочия по определению целей одному-двум своим подчиненным; 3) не принимать во внимание никаких советов и предложений со стороны членов группы; 4) привлекать к процессу постановки целей всех членов группы; 5) проводить обсуждение целей только после того, как они поставлены перед членами группы. Ответ: 4. Вопрос 4. Люди образуют группы в силу следующих причин: 1) возможности удовлетворять потребности в общении; 2) пространственной близости; 3) общности установок и ценностей; 4) привлекательности целей группы; 5) эмоциональной близости и разделяемых чувств. Ответы: 1, 2, 3, 4, 5 (все). Вопрос 5. Этапами развития группы являются: 1) планирование; 2) организация; 3) нормирование; 4) расформирование; 5) бурление. Ответы: 3, 4, 5. Вопрос 6. Основными характеристиками группы, зависящими от типа взаимоотношений и взаимодействий ее членов, являются: 1) групповая сплоченность; 2) размер группы; 3) групповой процесс; 4) роли членов группы; 5) лидерство. Ответы: 1, 3, 4, 5. Вопрос 7. Условиями функционирования группы определяются следующие ее характеристики: 1) система вознаграждений; 2) структура группы; 3) задачи, решаемые группой; 4) групповые нормы; 5) пространственное расположение членов группы. Ответы: 1, 3, 5. Вопрос 8. Американский исследователь М. Бе лбин выделяет следующие неформальные роли, которые могут играть члены группы: 1) плановик; 2) организатор; 3) нормировщик; 4) разведчик ресурсов; 5) математик. Ответы: 2, 4, 5. Вопрос 9. Нормы предписывают, как и что необходимо делать группе в целом и каждому из ее членов в отдельности. Они могут быть писаными и неписаными. Групповые нормы определяют: 1) задачи, решаемые группой; 2) структуру группы; 3) статус членов группы; 4) поведение членов группы; 5) роли членов группы. Ответ: 4. Вопрос 10. Оптимальный размер группы составляет: 1) 3–4 человека; 2) 5–7 человек; 3) 15–20 человек; 4) не более 3 человек; 5) более 20 человек. Ответ: 2. Вопрос 11. Если задачи, стоящие перед группой, достаточно просты и не связаны между собой, то: 1) сплоченность членов группы невысока; 2) требуется, чтобы члены группы сотрудничали друг с другом; 3) каждый член группы будет стремиться к соперничеству; 4) можно легко оценить индивидуальные результаты труда каждого члена группы; 5) это не способствует укреплению дружеских чувств между членами группы. Ответы: 1, 3, 4, 5. Вопрос 12. Ирвинг Д жени с выделял следующие основные симптомы группового единомыслия: 1) иллюзия неуязвимости; 2) групповая поляризация; 3) рационализация; 4) социальная праздность; 5) самоцензура; 6) фильтрация мнений. Ответы: 1, 3, 5, 6. Вопрос 13. Типами формальных групп являются: 1) рабочие группы; 2) самоуправляемые команды; 3) команды менеджеров; 4) дружеские группы; 5) комитеты. Ответы: 1, 3, 5. Вопрос 14. Проблемы формирования и функционирования неформальных групп исследовал: 1) Ирвинг Дженис; 2) Джордж Хоманс; 3) Фредерик Уинслоу Тейлор; 4) Мередит Белбин; 5) Анри Файоль; 6) Элтон Мэйо. Ответы: 2, 4, 6. Вопрос 15. Дж. Катценбах и Д. Смит в своей модели развития команды выделяют следующие типы команд? 1) псевдокоманда; 2) потенциальная команда; 3) формальная команда; 4) самоуправляемая команда; 5) высокоэффективная команда. Ответы: 1, 2, 5. Вопрос 16. Формами взаимодействия человека и группы являются: 1) кооперация; 2) интеграция; 3) слияние; 4) конфликт; 5) сплочение; 6) конкуренция. Ответы: 1, 3, 4. Вопрос 17. Из приведенных ниже утверждений правильным является: 1) все группы создаются для выполнения определенной функции; 2) во всех формальных группах все решения принимает руководитель, являющийся формальным лидером; 3) некоторые группы создаются преимущественно для решения определенных проблем; 4) все группы характеризуются высоким уровнем сплоченности; 5) все группы самостоятельно выполняют управленческие функции. Ответ: 3. Вопрос 18. Эффективность групповой работы зависит от: 1) условий деятельности организации; 2) характеристик группы и стадии ее развития; 3) поддерживающего окружения; 4) характеристик членов группы; 5) целей и задач, стоящих перед группой. Ответы: 1, 2, 3, 4, 5 (все). Вопрос 19. Среди приведенных ниже утверждений правильными являются: 1) чем больше размер группы, тем выше эффективность ее деятельности; 2) если размер группы составляет 5-10 человек, то эффективность ее деятельности высока; 3) чем больше размер группы, тем ниже эффективность ее деятельности; 4) если размер группы не превышает 3 человек, то эффективность ее деятельности низка; 5) чем меньше размер группы, тем выше эффективность ее деятельности. Ответы: 2, 3, 4. Вопрос 20. Какой из графиков на рис. 4.1 в наибольшей степени отражает зависимость эффективности деятельности группы от ее размера? Рис. 4.1. Иллюстрация к вопросу 20 Ответ: Б. 4.14. Тест для самопроверки4.15. КроссвордВопросы. По горизонтали. 2. Одна из основных характеристик групп, отражающая различия мнений ее членов. 4. Длительно функционирующая группа, для которой характерна высокая сплоченность, устойчивая система взаимоотношений между ее членами (прилагательное). 6. Группа, создаваемая по решению руководства для выполнения целей организации (прилагательное). 12. Одна из основных характеристик группы. 14. Тип группы (команды) из модели Дж. Котценбаха и Дж. Смита, члены которой не применяют никаких мер для повышения эффективности совместной деятельности. 16. Фактически существующая группа (прилагательное). 17. Тип формальной группы, создаваемой для выполнения какого– либо задания или их комплекса. 19. Бывает предписанной, бывает предполагаемой, бывает воспри– нимаемой. 20. Один из авторов модели развития команды. 23. Немногочисленная по составу группа (прилагательное). 24. Давление, оказываемое на члена группы с целью заставить его приспособиться к групповым нормам. 26…. в общении, для удовлетворения которой люди объединяются в группы. 28. Американский социальный психолог, выявивший основные симптомы группового единомыслия. 29. Группа, создаваемая для долговременного выполнения определенной функции (прилагательное). 31. Шаблонное… – основной недостаток групп с высоким уровнем сплоченности. 32. Группа, создаваемая для выполнения разовых задач (прилагательное). По вертикали. 1. Правило группового поведения. 3. Вид группы, находящейся на более высокой ступени развития. 5. Активные взаимно направленные действия противостоящих сто– рон для реализации своих целей, окрашенные сильными эмоциональными переживаниями. Ответы. По горизонтали. 2. Конфликтность. 4. Высокоразвитая. 6. Формальная. 12. Структура. 14. Псевдокоманда. 16. Реальная. 17. Комитет. 19. Роль. 20. Катценбах. 23. Малая. 24. Единомыслие. 26. Потребность. 28. Дженис. 29. Функциональная. 31. Мышление. 32. Временная. По вертикали. 1. Норма. 3. Команда. 5. Конфликт. 7. Размер. 8. Бурление. 9. Равновесия. 10. Сплоченность. 11. Неформальная. 12. Самоцензура. 13. Управленческая. 15. Нормирование. 18. Статус. 20. Комиссия. 21. Шаблонное. 22. Хоманс. 23. Мэйо. 25. Дружеская. 27. Большая. 30. Условная. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Другие сайты | Наверх |
||||
|