|
||||
|
Глава 12Организационное поведение в международном бизнесе В главе рассматриваются аспекты организационного поведения компаний, занимающихся международным бизнесом, связанные с межкультурными различиями. Отправной точкой для изучения влияния, которое оказывают различные культуры на организационное поведение, является понятие «организационная культура». Выделяют национальные, социальные, этические, юридические, политические и экономические особенности разных стран, оказывающие влияние на организационное поведение и организационную культуру компаний. В упражнениях данной главы раскрывается важность национальной культуры, которая находит воплощение в языке, религии, истории, обычаях, традициях, общепринятых нормах поведения, правилах ведения бизнеса. В последнее время сформировалась новая дисциплина «Социальная антропология», также рассматривающая эти вопросы. Предлагаемые упражнения уделяют внимание как отличию национальных культур друг от друга, так и специфике поведения людей, принадлежащих к разным культурам. Рассмотрены особенности организационной культуры российских компаний. Эффективность международного бизнеса во многом зависит от понимания культуры других стран, культурных различий между нациями и способности адаптироваться к ним. Для изучения особенностей национальной культуры, оказывающих влияние на организационное поведение компаний, используются различные характеристики. Наибольшую известность получили такие параметры, позволяющие определить культурные различия и культурное сходство, как отношение к природе, отношение ко времени, индивидуализм—коллективизм, дистанция власти, мужественность—женственность, отношение к формальностям, религия, язык и другие. Для анализа межкультурных различий с успехом используются разные модели, среди которых наибольшее распространение получили модель ценностной ориентации А. Клукхона и Ф. Стродтбека, модель изучения культурных ценностей Г. Хофстеде, а также выделение стран по признаку культурного сходства. Умение анализировать международную среду и осознавать различия в культуре позволяет менеджерам разрабатывать конкретные рекомендации по управлению компаниями, работающими в разных странах, с учетом их особенностей. Для успешного решения проблемы адаптации сотрудников международных компаний важно понимать факторы, противодействующие и поддерживающие культурную адаптацию. 12.1. Практическое упражнение «Факторы международной среды»Цель. Глубже изучить экономические, социальные, национальные и другие особенности различных стран, влияющие на организационное поведение и организационную культуру компаний, занимающихся международным бизнесом. Задание. В табл. 12.1 приведены основные группы факторов международной среды, влияющих на организационное поведение и организационную культуру компаний. Приведите примеры конкретных факторов в каждой группе и определите, какое влияние они оказывают (на что влияют и каким образом). Таблица 12.1. Факторы международной среды и их влияние на организационное поведение и организационную культуру компании Методические рекомендации. Упражнение выполняется группой из 5–7 человек. Рекомендуется использовать материал учебника «Организационное поведение», дополнив его практическим опытом иностранных и российских компаний, работающих на международных рынках. 12.2. Упражнение-тест «Межкультурные различия»Цель. Отработать навыки выявления межкультурных различий и оценки их влияния на организационную культуру. Задание. 1. Заполните табл. 12.2, обводя по каждому параметру ту цифру, ко– торая наиболее соответствует характеристике страны, в которой вы хотели бы жить. Цифры 1 и 5 означают, что данная характеристика полностью соответствует вашим пожеланиям, а промежуточные циф– ры – что в вашем представлении о стране в разной степени сочетают– ся обе характеристики. Методические рекомендации. Перед тестированием необходимо повторить материал учебника, содержащий описание моделей межкультурных различий, обратив особое внимание на пять параметров модели Герта Хофстеде: дистанция власти, «мужественность—женственность», «индивидуализм– коллективизм», неприятие неопределенности, краткосрочная или долгосрочная ориентация. 2. Сложите оценки, полученные по группам характеристик 1–5, 6– 10,11–15,16-20, 21–25. Результаты умножьте на 5. Измерение харак– теристик культур проводится по шкале от 0 до 100. Группа характеристик 1–5 служит для измерения дистанции власти. Чем ближе полученный результат к 0, тем короче дистанция власти, чем ближе к 100, тем дистанция власти длиннее (жесткая иерархия). Группа характеристик 6-10 показывает степень мужественности/ женственности организационной культуры. Результат, близкий к 0, говорит о преобладании женской культуры, а близкий к 100 – о преобладании мужских начал в культуре. Группа характеристик 11–15 позволяет оценить соотношение индивидуализма и коллективизма в организационной культуре. Ближе к 0 располагается ярко выраженный коллективизм, а ближе к 100 – крайняя степень индивидуализма. Таблица 12.2. «Наиболее комфортно я бы чувствовал(а) себя в стране, где…» Группа характеристик 16–20 служит для оценки степени избежания неопределенности. Результат, близкий к 0, показывает, что представители данной культуры спокойно относятся к состоянию неопределенности. Результат, близкий к 100, напротив, показывает, что представители такой культуры избегают состояния неопределенности и четко придерживаются заранее утвержденных планов. Группа характеристик 21–25 служит для измерения краткосрочной и долгосрочной ориентации. Чем ближе полученный результат к 0, тем больше ориентация на краткосрочный период, а чем ближе к 100, тем более долгосрочная ориентация характерна для организационной культуры. 12.3. Практическое упражнение «Организационная культура российских компаний»Цель. Выявить особенности организационной культуры российских компаний. Задание. Проведите сравнительный анализ организационной культуры американских, японских и российских компаний и оцените сходство по каждой характеристике, используя шкалу от 0 до 100 баллов. Степень сходства с американской культурой оценивается от 0 до 50 баллов, абсолютное сходство – 0. Степень сходства с японской культурой оценивается от 50 до 100 баллов, абсолютное сходство – 100. Равноудаленное сходство оценивается 50 баллами. Проставьте в графе 3 баллы, характеризующие, на ваш взгляд, степень близости организационной культуры российских компаний к американским или японским. Методические рекомендации. Упражнение выполняется индивидуально. Перед выполнением упражнения необходимо ознакомиться с разделом учебника, посвященным исследованию особенностей формирования организационной культуры российских компаний, а также национальной деловой культуры. Таблица 12.3. Организационная культура компаний США, Японии и России 12.4. Практическое упражнение «Культурный шок и культурная адаптация»Цель. Выявить факторы, препятствующие культурной адаптации. Задание. В табл. 12.4 приведено несколько типичных причин возникновения культурного шока у работников международной компании, направленных на новое место в другую культурную среду. Дополните этот перечень, перечислив еще 10–15 причин, и предложите способы возможного преодоления культурного шока. Методические рекомендации. Упражнение выполняется индивидуально или в группах по 5–7 человек. Перед его выполнением необходимо проработать материал учебника по адаптации организаций в межкультурной среде. Таблица 12.4. Причины и способы преодоления культурного шока 12.5. Тест для самопроверкитаблица 12.6. КроссвордВопросы. По горизонтали. 2. Известный американский специалист в области управления, а также ораторского искусства. 4. Специфическая деятельность менеджера в условиях неопределенности при неизбежности выбора вариантов управления. 6. В конституционном праве России наименование органа исполнительной власти таких субъектов Федерации, как края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа. 10. Обращение в суд за защитой нарушенного или оспариваемого права или охраняемого законом интереса. 11. Основной закон государства, определяющий основы конституционного строя. 12. Целенаправленное воздействие, необходимое для согласования совместной деятельности людей. 14. Тип управления, в наибольшей степени отвечающий потребностям и условиям рыночной экономики. 15. Продажа товаров на внешнем рынке по бросовым ценам, то есть по ценам, более низким, чем на внутреннем рынке страны-экспортера. 16. Документ, удостоверяющий приоритет, авторство изобретения и исключительное право на их использование. 18. Последовательность развития человека в основных сферах жизни, например трудовой. 21. Одна из функций управления. 23. Предложение одной стороны другой заключить гражданско-правовой договор, содержащее все его существенные условия. 24. Вид предпринимательской деятельности, направленной на инвестирование временно свободных или привлеченных финансовых средств. 25. Оформленные договором или возникающие из действующего законодательства гражданско-правовые отношения между сторонами. 26. Возникновение особого статуса у менеджера или другого члена группы. 27. Представитель центрального или регионального правительства на местах. По вертикали. 1. Обособленная деятельность предпринимательских организаций, связанная с созданием объектов промышленной собственности, проектированием, организацией производственных процессов с учетом функционального назначения, безопасности и экономичности. 3. Особый тип организации власти, при котором особые качества индивида вызывают преклонение перед ним и безоговорочную веру в его возможности. 4. Распространяемая в любой форме информация о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях, которая призвана поддерживать интерес к ним. 5. Юридическое лицо, предоставляющее денежные средства предприятию-заемщику во временное пользование с последующим возвратом и, как правило, с уплатой процентов. 6. Особая форма безналичных расчетов организаций и предприятий со своими партнерами. 7. Преобладание, власть; относительно устойчивое состояние власти государства, партии, группировки, предпринимателя, позволяющее им оказывать решающее воздействие на различные сферы жизнедеятельности. 8. Программа действий, определяющая развитие фирмы и соответствующее ему управление. 9. Ячейка общества, в которой сочетаются общественные, групповые и индивидуальные интересы. 13. Залог земельных участков, предприятий, зданий, сооружений, квартир и другого недвижимого имущества, непосредственно связанного с землей. 17. Соглашение крупных корпораций с мелкими фирмами или функционально-операционными компаниями. 19. Правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения между работниками и работодателями. 20. Способность, право и возможность распоряжаться кем-либо или чем-либо, оказывать решающее воздействие на судьбы, поведение и деятельность людей с помощью различного рода средств. 22. Соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. 23. Этот термин ввел в оборот Аристотель для обозначения власти толпы, которая не в состоянии ее разумно использовать и удерживать. 28. Американский промышленник, один из создателей теории менеджмента. Ответы. По горизонтали. 2. Карнеги. 4. Риск. 6. Администрация. 10. Иск. 11. Конституция. 12. Управление. 14. Менеджмент. 15. Демпинг. 16. Патент. 18. Карьера. 21. Контроль. 23. Оферта. 24. Лизинг. 25. Обязательства. 26. Лидерство. 27. Префект. По вертикали. 1. Инжиниринг. 1. Инжиниринг. 3. Харизма. 4. Реклама. 5. Кредитор. 6. Аккредитив. 7. Господство. 8. Стратегия. 9. Коллектив. 13. Ипотека. 17. Франчайзинг. 19. Соглашение 20. Власть. 22. Договор. 23. Охлократия. 28. Форд. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Другие сайты | Наверх |
||||
|