|
||||
|
Глава 2Деспотизм: фокус-группа[1] в составе одного человека
До возвращения Джобса в «Эппл» компания на протяжении нескольких лет безуспешно пыталась развивать современную версию операционной системы «Макинтош». С момента своего появления в 1984 году «Мак ОС» превратилась в гипертрофированную и неудобную в эксплуатации систему кодирования. Ее поддержка и обновление стали кошмаром. Для пользователей это означало постоянные сбои, зависания и перезагрузки, а вместе с ними потерю информации, а также раздражение и разочарование. Так как «Мак ОС» в основном все еще основывалась на старом коде, было принято решение начинать с нуля. В 1994 году программисты приступили к переписыванию операционной системы. Новый код получил название «Копланд», в честь известного американского композитора. Но через два года кропотливой работы стало ясно, что проект слишком огромен и никогда не будет завершен. Руководство решило, что будет проще (и целесообразнее) купить операционную систему следующего поколения у другой компании, а не разрабатывать ее самостоятельно. В результате решили приобрести «НеКСТ» Стива Джобса. «Эппл» была заинтересована в «НеКСТ» — на удивление совершенной, хотя и сложной операционной системе, разработанной Джобсом до его возвращения в «Эппл». «НеКСТ» имел все, чего не было у прежней «Мак ОС». Он был быстрым, стабильным, и его почти невозможно было взломать. Он отвечал современным требованиям работы в сети, что необходимо в эпоху Интернета. Его модульную архитектуру можно было легко модифицировать и обновлять. Кроме того, он имел набор прекрасных программных инструментов, облегчающих программистам разработку программ для него и дающих огромное конкурентное преимущество в технологической индустрии. В компании понимали, что операционная система нежизнеспособна, если не сможет привлечь талантливых программистов для создания приложений — так же как игровая консоль бесполезна без игр. От «Макинтош» до «Палм пайлот» и «Иксбокс» успех базовой платформы в основном определяется программным обеспечением, совместимым с ней. Иногда это так называемое убойное приложение — важная программа, гарантирующая успех платформы. В качестве примера можно привести «Офис» на «Виндоуз» или игру «Гало» на «Иксбокс». Что такое «НеКСТ»?После приобретения «НеКСТ» «Эппл» пришлось думать, как адаптировать его для «Макинтош». Сначала это казалось настолько сложной задачей, что программисты решили взять старый интерфейс «Мак ОС8» и постараться приспособить его к коду «НеКСТ», что, по мнению Корделла Ратцлаффа, отвечавшего за эту работу, являлось вполне выполнимым. Он вспоминает: «Разработкой „ОС Икс“ занимался без особого воодушевления дизайнер, которому было поручено сделать так, чтобы новая система выглядела как старая». Но по мнению Ратцлаффа, было просто стыдно придавать столь уродливый интерфейс такой элегантной операционной системе, а потому он решил сделать модель нового интерфейса. Как рассказал Ратцлафф, модель была сделана так, чтобы подчеркнуть передовые технологии «НеКСТ» — особенно его мощные графические и анимационные возможности. Известный своей уравновешенностью Ратцлафф, креативный директор компании «Фрог дизайн», проработал на «Эппл» девять лет. Начав разработчиком, он сделал карьеру и стал руководителем группы, разрабатывающей интерфейс для «Мак ОС». Он отвечал за внешний вид и удобство операционной системы, начиная от «Мак ОС 8» и до первых версий «ОС Икс». Сегодня интерфейсы ярки и динамичны, но в конце 90-х годов операционные системы и у «Эппл», и у «Майкрософт» были простыми, серыми, с квадратными окнами, острыми углами и большим количеством фасок. Затем появился каплеобразный «Ай-Мак» с прозрачным пластиковым корпусом и органично кривыми линиями. Это вдохновило Ратцлаффа и его коллег на создание цветного изящного интерфейса с прозрачным меню, мягкими краями и округлыми кнопками. Бертранд Серлет, руководитель Ратцлаффа, сейчас являющийся первым вице-президентом по программному обеспечению в «Эппл», восхитился интерфейсом, но определенно дал понять, что на его воплощение в жизнь нет ни времени, ни ресурсов. Одинокий разработчик «ОС Икс» продолжал адаптировать старый интерфейс к «НеКСТ». Через несколько месяцев состоялось выездное собрание всех групп, работающих над «ОС Икс». Для получения представления о ходе работ Ратцлаффа попросили показать его модель с намерением ее покритиковать. Речь креативного директора должна была восприниматься как своего рода отдохновение после долгой и трудной недели. Он должен был выступать последним. Втайне он надеялся, что новый дизайн поддержат и используют, хотя и понимал, что шансов почти нет. Собрание продолжалось два дня, и становилась все очевиднее грандиозность проекта. Все удивлялись, как вообще его завершать. «И здесь, подытоживая, я заявляю: „А вот и новый интерфейс пользователя. Он прозрачен, имеет анимацию в реальном времени и в нем полно альфа-каналов“», — вспоминает Ратцлафф. Все смеялись, потому что переделать этот интерфейс было абсолютно невозможно. Ратцлафф был очень подавлен. «Вы сборище кретинов»Две недели спустя Ратцлаффу позвонил помощник Стива Джобса. Тот отсутствовал на презентации и собрании, но теперь хотел взглянуть на предлагаемую модель. В это время он еще занимался инспекцией продуктов. Ратцлафф и его группа сидели в конференц-зале в ожидании Джобса. Появившись, тот сразу же назвал их «сборищем любителей». Он спросил: «Это вы разработали „Мак ОС“?» Они робко кивнули. «Ну тогда вы сборище кретинов». Джобс выпалил все, что ему не нравилось в старом интерфейсе, а не нравилось ему практически все. Больше всего его раздражали всевозможные механизмы для открывания окон и папок. Существовало по меньшей мере восемь разных способов открыть папку — от выпадающего меню до всплывающего меню, а также функции «драгстрип», «лаунчер» и «файндер». Как рассказывал Ратцлафф: «Проблема в том, что было слишком много окон. Стив хотел упростить управление ими». Ратцлафф отвечал за эти функции, поэтому начал нервничать, но через двадцать минут понял, что его увольнять не собираются, иначе бы уже уволили. Джобс, Ратцлафф и дизайнеры подробно обсудили старый интерфейс «Мак» и способы его модернизации. Ратцлафф продемонстрировал модель нового интерфейса, и встреча закончилась хорошо. «Сделайте опытный образец и покажите», — подвел итог Джобс. Дизайнеры работали день и ночь в течение трех недель, создавая опытный образец с помощью «Макромедиа директор». Этой программой часто пользуются, разрабатывая интерфейс пользователя для программного обеспечения или сайтов. Как говорит Ратцлафф: «Мы знали, что нужно торопиться, и очень нервничали. Джобс пришел к нам в отдел и провел у нас весь день. Он был поражен. С тех пор стало ясно, что у „ОС Икс“ будет новый интерфейс». Джобс находился под столь сильным впечатлением, что заявил Ратцлаффу: «Это первое свидетельство того, что хоть кто-то в „Эппл“ имеет трехзначный коэффициент интеллектуальности». Ратцлафф был польщен комплиментом. Для Джобса признание у кого-то коэффициента интеллектуальности выше 100 означало высокую похвалу. Ратцлафф с коллегами, довольные своей работой, решили отметить событие пивом. Но тут они увидели Джобса, возвращающегося вместе с Филом Шиллером, главой отдела маркетинга. К счастью, Джобс был в хорошем настроении. Когда он подошел, все услышали, как он обратился Шиллеру, не скрывая восторга: «Ты должен это увидеть». «С тех пор у нас не было проблем», — говорит Ратцлафф. Незначительных деталей не бываетВ следующие восемнадцать месяцев группа Ратцлаффа еженедельно встречалась с Джобсом и демонстрировала свои последние разработки. Джобс требовал, чтобы они делали по нескольку вариантов каждого элемента нового интерфейса — меню, диалогов, кнопок, — чтобы он мог выбрать из них наилучший. Как мы увидим дальше, Джобс всегда просил делать все в нескольких вариантах, это касается средств аппаратного и программного обеспечения. На встречах с Ратцлаффом Джобс давал много советов относительно совершенствования дизайна, и работа над каждым элементом заканчивалась, лишь когда он был полностью удовлетворен. Сделанные в «Макромедиа директор» макеты отличались динамичностью, но не являлись функциональной программой. Джобс мог открывать и закрывать окна, открывать меню и смотреть, как система будет работать. Но это была лишь анимация, а не работающий код. Работающий код был на другой машине, стоящей рядом с «Директором». Когда Джобсу показали код, он наклонился, уткнувшись носом в дисплей, и внимательнейшим образом его изучал, сравнивая с моделью интерфейса. «Он сравнивал их — пиксель за пикселем, чтобы все точно совпадало, — рассказывает Ратцлафф. — Он придирался к каждой детали, тщательно рассматривал каждую мелочь, и если что-то не совпадало, кто-то из инженеров получал взбучку». Невероятно, но группа Ратцлаффа потратила шесть месяцев на создание полосы прокрутки, чтобы удовлетворить Джобса. Полосы прокрутки — важная часть любой операционной системы, но это далеко не самый бросающийся в глаза элемент интерфейса пользователя. Тем не менее Джобс настаивал на том, чтобы полосы прокрутки выглядели хорошо, и дизайнерам пришлось делать одну версию за другой. «Необходимо было добиться совершенства», — пояснял Ратцлафф, смеясь над усилиями, потраченными на такую, казалось бы, мелкую деталь. Первое время дизайнеры мучились, создавая подходящую прокрутку. То стрелочки были не того размера, то они не там располагались, то цвет был не тот. Полоса прокрутки должна выглядеть по-разному в активном окне и в фоновом. «Было довольно сложно подогнать их под остальной дизайн, — устало говорит Ратцлафф. — Мы бились с ними, пока не сделали все как надо. На это ушло очень, очень много времени». Упрощение интерфейса пользователяИнтерфейс «ОС Икс» был рассчитан на новых пользователей. Систему воспримут как новую даже те, кто раньше работал с «Макинтош», поэтому Джобс стремился максимально упростить интерфейс. В старой модели ОС большая часть настроек, определяющих поведение системы, была скрыта в мириадах системных ответвлений, меню панелей управления и разных специальных диалогах. Чтобы настроить соединение с Интернетом, требовалось настроить полдюжины разных установок. Чтобы все упростить, Джобс приказал собрать максимум настроек в одном окне; в результате и появился новый элемент навигации, называемый «док». «Док» — это полная иконок панель внизу экрана. Она содержит часто используемые приложения и корзину. Туда можно помещать разные ссылки, от часто используемых папок до программных модулей, называемых скриптами. Джобс настаивал на удалении максимально возможного количества элементов из интерфейса, так как считал, что важно смысловое содержание окон, а не сами окна. Его стремление к упрощению привело к исчезновению нескольких важных деталей, включая режим одного окна, над которым разработчики трудились в течение многих месяцев. Джобсу не нравилось наличие множества окон. Каждый раз при открытии новой папки или документа открывалось новое окно, и вскоре весь экран наполнялся перекрывающимися окнами. Поэтому дизайнеры создали режим одного окна. При этом все отражалось в одном и том же окне, какую бы программу пользователь ни запустил. Окно отображало динамическую таблицу, затем текстовый документ или фотографию. Это напоминало переход между интернет-сайтами в одном окне браузера, только здесь переход осуществлялся между документами, хранящимися на локальном жестком диске. Система работала хорошо, но размер окна часто приходилось изменять в зависимости от типа документа. При работе с текстом окно должно было быть узким и длинным, чтобы прокручивать текст вверх и вниз. Но для просмотра изображения оно должно было быть широким. И это была не самая большая проблема. Джобсу не нравилось, что дизайнеры были вынуждены сделать специальную кнопку на панели инструментов, чтобы включать и выключать режим. В целях упрощения интерфейса Джобс решил, что кнопку нужно убрать. Он мог смириться с необходимостью изменять размер окна, но терпеть лишнюю кнопку было выше его сил. По словам Ратцлаффа: «Дополнительная кнопка не была оправданна с функциональной точки зрения». В ходе работы над новым интерфейсом Джобс иногда давал советы, сначала казавшиеся безумными, но позже оказывавшимися вполне оправданным решением. На одной встрече он изучал три крошечные кнопочки в левом верхнем углу окна. Они предназначались для закрытия, уменьшения и увеличения окна соответственно. Дизайнеры сделали кнопки одного серого цвета, чтобы те не отвлекали пользователя, но было сложно понять, какая кнопка для чего предназначалась. Предполагалось, что их функции будут проиллюстрированы анимацией при наведении на них курсора. Но Джобс сделал странное на первый взгляд предложение: придать кнопкам цвета светофора: красную, чтобы закрыть окно; желтую, чтобы его уменьшить, и зеленую, чтобы его расширить. Как вспоминает Ратцлафф: «Когда мы это услышали, то подумали, что такие ассоциации никак не вяжутся с компьютером. Но когда попробовали последовать этой рекомендации, оказалось, что Джобс прав». Цвет кнопок сразу показывал последствия нажатия на них, особенно это касается красной кнопки, ассоциирующейся с опасностью, возникающей при случайном нажатии на нее. Презентация «ОС Икс»Джобс прекрасно понимал, что новая ОС вызовет бурю негодования у производителей средств программного обеспечения, которым придется переписывать под нее программы. Ведь даже с учетом того, что в распоряжении разработчиков имеются прекрасные инструменты, используемые для программирования в «ОС Икс», от них можно было ожидать особого энтузиазма. Джобс и команда администраторов стремились найти к ним подход. Наконец они согласились на том, что если удастся убедить три крупнейшие компании писать программы для «ОС Икс», то за ними последуют и другие. Этими тремя компаниями были «Майкрософт», «Адоб» и «Макромедиа». Со временем это оправдало себя. «Майкрософт» поддерживал «ОС Икс» с самого начала благодаря подписанному в 1998 году соглашению с Биллом Гейтсом, гарантировавшему пятилетнюю поддержку программным обеспечением. Но «Адоб» и «Макромедиа» не так быстро конвертировали свои большие приложения вроде «Фотошоп» и «Дримвивер». В конце концов они их передали, но отказались переписывать под «ОС Икс» программы для пользователей, что заставило «Эппл» разрабатывать собственные приложения. Кроме того, это косвенно способствовало появлению айпод (подробнее об этом читайте ниже). Хотя все знали, что «Эппл» работает над «ОС Икс», никто не знал, что у ОС будет новый интерфейс для пользователей. Его разрабатывали в обстановке строгой секретности, в курсе были лишь те, кто над ним работал. Одной из причин такой секретности было опасение, что конкуренты — особенно «Майкрософт» — его скопируют. Еще важнее было нежелание Джобса сокращать продажи существующей операционной системы «Макинтош». Он хотел избежать так называемого эффекта Осборна, когда компания скрывает продажу текущей продукции, объявляя о работе над новой усовершенствованной технологией. Как только начались работы на «ОС Икс», Джобс запретил всем в «Эппл» публично критиковать существующую «Мак ОС». В течение многих лет программисты компании открыто говорили о проблемах и недостатках системы. По словам Питера Ходди: «„Мак ОС Икс“ был его детищем, и он знал, насколько хороша эта система. Но нам было сказано, что в течение нескольких следующих лет придется продавать „Мак ОС“, иначе мы не сможем доделать „Мак ОС Икс“. Джобс был столь же категоричен, как Хрущев, которому пришлось как-то стукнуть несколько раз ботинком по столу: „Нам необходимо поддерживать существующую „Мак ОС“, и вбейте это себе в голову“». Джобс представил «Мак ОС Икс» в январе 2000 года на «Макуорлд» после двух с половиной лет работы над этим колоссальным проектом тысячи программистов. «Мак ОС Икс» имела — и все еще имеет — самый сложный интерфейс с анимацией и графическими эффектами (такими как прозрачность и тени). При этом система должна была работать на всех процессорах «ГЗ» и занимать не более 8 Мб памяти видеокарты. Это были очень высокие требования. Представляя «ОС Икс» на «Макуорлд», Джобс заявил, что стал постоянным генеральным директором «Эппл», что вызвало гром аплодисментов. Некоторые сотрудники «Эппл» отмечали, что Джобс добился этого только благодаря выпуску «ОС Икс» в марте 2001 года. К этому времени он возглавлял компанию уже два с половиной года. За этот период были заменены почти весь директорский и руководящий составы, налажены маркетинг и реклама и реорганизована продажа; появление «Ай-Мак» означало восстановление выпуска аппаратного обеспечения. Ратцлафф отмечал, что после выхода «ОС Икс» Джобс приступил к реорганизации компании и всей линейки продукции. «Он ждал, когда основные подразделения начнут работать в соответствии с установленными им стандартами, и только потом взял на себя роль руководителя „Эппл“», — считает Ратцлафф. Процесс дизайна по ДжобсуВ течение многих лет в «Эппл» требовали, чтобы разработчики приложений следовали положениям Руководства по интерфейсу для пользователей (РИП), в котором были прописаны стандарты дизайна, то есть чтобы все приложения выглядели примерно одинаково. В РИП указывалось, где надлежит располагать меню, какие команды оно должно содержать и как могут выглядеть диалоговые окна. Цель унификации заключалась в том, чтобы все программы на «Макинтош» работали одинаково, какая бы компания их ни выпускала. Руководство было составлено в 80-х годах, когда компьютеры использовались в основном для того, чтобы создавать и печатать документы. Но в эпоху Интернета компьютеры начали использовать как средство общения, получения информации, проведения досуга и редактирования видео. Программы для проигрывания видеороликов или организации видеоконференций с друзьями могут быть намного проще, чем «Фотошоп» или «Эксель». Часто требуется лишь несколько функций, и все выпадающие меню и диалоговые окна можно удалить, оставив лишь несколько простых кнопок. В конце XX века и начале XXI века и на «Мак», и на «Виндоуз» переходили к мини-приложениям узкого назначения. Одной из первых программ, улучшенных вследствие пересмотра интерфейса, стал «КвикТайм». Этот плейер для проигрывания аудио- и видеоносителей, снабженный лишь несколькими контрольными кнопками для запуска и паузы, а также регулятором громкости, стал первым программным продуктом «Эппл» с упрощенным интерфейсом. Интерфейс пользователя для плейера разработал Тим Васко, канадский программист, в дальнейшем работавший над интерфейсом айпод. Васко пришел в «Эппл» из «НеКСТ» вместе с Джобсом. В «Эппл» Васко считают богом дизайна. Как утверждает Ходди: «Он просто виртуозно использует возможности, которые предлагает „Фотошоп“». А когда ему подбрасывают «ту или иную идею, он несколько раз ударяет пальцами по клавишам — и вот, пожалуйста, все визуализировано». Группа, работавшая над дизайном «КвикТайм», включала пять дизайнеров и программистов, Ходди и Васко. Они встречались с Джобсом раз или два в неделю в течение шести месяцев. Каждую неделю разработчики представляли более десятка новых дизайнов, часто изменяя текстуры и внешний вид. Первые идеи предлагали включение элементов из желтого пластика, что вызывало ассоциации «Спорт-волкмэн» и «Сони», а также разные древесные и металлические текстуры. Вообще предлагать можно было что угодно. Как говорит Ходди: «Стив не стремился к радикальным решениям, но хотел попробовать что-нибудь новое». Сначала дизайны демонстрировали на компьютере, но потом оказалось, что попеременно воспроизводить их на дисплее, а потом удалять довольно хлопотно, и начали распечатывать на больших листах глянцевой бумаги и раскладывать на большом столе, что делало удобным просмотр. Затем всей командой во главе с Джобсом отбирали наиболее приглянувшиеся эскизы из стопки и смотрели, насколько та или иная текстура сочетается с данной формой. Этот метод оказался весьма эффективен, и дизайнеры «Эппл» в своем большинстве начали его активно использовать. После рабочих совещаний Джобс иногда забирал несколько оттисков и демонстрировал их другим специалистам. Как отмечал Ходди: «У него прекрасное чувство вкуса, но он прислушивается к мнению других». После нескольких недель работы Васко сделал «металлический» дизайн, понравившийся Джобсу, хотя и не полностью. На следующей встрече Джобс показал брошюру компании «Хьюлетт-Паккард», лого которой было выполнено с использованием начищенного до блеска металла, что «роднило» его с кухонной утварью. Джобс при этом отметил: «Мне нравится, сделайте что-нибудь вроде этого». Дизайнеры изготовили плейер в стиле «под металл». В течение нескольких лет он оставался преобладающим и широко используемым в продуктах «Эппл». В начале XX века большинство программ «Эппл» имело «металлический» имидж, от браузера «Сафари» до календаря айкэл. У Джобса было много интересных идей, и он активно участвовал в процессе разработки дизайна, постоянно давая советы по его усовершенствованию. Вклад Джобса не ограничивался выбором того, что ему нравилось. Как говорит Ходди: «Он не просто указывал, что это, мол, хорошо, а это плохо. Он реально участвовал в процессе разработки». Обманчивая простотаДжобс никогда не интересовался технологией ради нее самой. Он не стремился насыщать продукт излишними функциями только потому, что они легко реализуемы. Поставленная задача состояла в том, чтобы максимально упростить продукты и сделать их легкими в эксплуатации. Большинство продуктов «Эппл» разработано так, чтобы не создавать неудобства для пользователя. Возьмем айтюнс — самый популярный музыкальный интернет-магазин цифровой продукции, открывшийся в 2001 году. В свое время многие спрашивали, как такой магазин сможет конкурировать с пиратскими дисками. Зачем кто-то будет покупать СД за 1 доллар, если его можно получить бесплатно? Джобс исходил из того, что людям понравится пользоваться магазином. Вместо того чтобы лазить по сети в поисках нужных песен, музыкальные фанаты смогут купить любую песню в айтюнс, просто кликнув мышью. И при этом они получат гарантию качества и надежности. Джобс признавался: «Я не знаю, как можно убедить людей перестать воровать, если предлагать только палку — нужно предлагать и пряник. Мы обещаем положительные эмоции от пользования магазином, и все это стоит всего один доллар за песню». Джобс ориентируется всецело на пользователя. В своих интервью он подчеркивает, что концептуальная идея айпод заключалась не в создании маленького жесткого диска или нового чипа, а в удовлетворении пользователя. «Стив в самом начале делал очень интересные замечания по вопросам навигации, — замечает Джонни Ив об айпод. — Необходимо сосредоточиться на главном и не пытаться чрезмерно усложнять устройство, так как это сведет его на нет. Перегрузка функциями не приведет ни к чему хорошему. Главное — избавиться от всего ненужного». Стремление к оптимизации — главная отличительная черта дизайна в «Эппл». Простота продуктов обусловлена тем, что пользователь был лишен права выбора. Для Джобса «меньше» — всегда означает «лучше». «По мере усложнения технологий способность „Эппл“ делать очень сложные технологии простыми и понятными обычным смертным становится все более востребованной», — заявил он «Таймс». Джон Скалли, руководитель «Эппл» с 1983-го по 1993 год, считает, что Джобс уделяет столько же внимания тому, от чего следует отказаться, сколько и тому, что следует включить: «Стив убежден, что самые важные решения касаются того, от чего следует отказаться, и этим его подход отличается от всех остальных». Элке ден-Оуден из Технологического университета Эйндховена (Нидерланды) обнаружила, что почти в половине случаев, когда клиенты возвращают купленные устройства, причиной является вовсе не неисправность — просто новые владельцы не смогли уяснить, как ими пользоваться. Оказалось, средний американец возится с новым устройством в течение двадцати минут, прежде чем отказывается от затеи и возвращает его в магазин. Это касается мобильных телефонов, плейеров DVD и MP3. И что еще более удивительно, Элке, поговорив с несколькими менеджерами «Филипс», голландской компании, производящей электронику, бравшими домой образцы своей продукции на уик-энд, выяснила, к своему немалому удивлению, что менеджеры, большинство из которых разбирались в технике, не смогли воспользоваться взятыми «напрокат» устройствами. «Разработчики, лицезревшие борьбу рядовых пользователей с их продукцией, были поражены своими творениями», — отметила исследователь. Ден-Оуден заключила, что концепция изделий была плохо продумана изначально и никто точно не знал, каковы у них основные функции. В результате дизайнеры нагромоздили столько функций и возможностей, что продукт превратился в нечто сумбурное и непрактичное. Это, увы, стало обычной историей для электронных устройств и программного обеспечения. Инженеры создают продукты, осмыслить которые могут разве что только они сами. В качестве примера можно назвать первые плейеры MP3 вроде «Номэд джукбокс» компании «Креативс» с поистине непостижимым интерфейсом. Многие электронные устройства разработаны с расчетом на то, что чем больше функций, тем лучше. На инженеров давят, понуждая их добавлять в новые версии продуктов новые возможности, дабы можно было подвести их под формулировку «новая улучшенная версия». Гипертрофия возможностей соответствует ожиданиям клиентов. Все ждут, что новые модели будут иметь больше функций, иначе в чем смысл обновления? Кроме того, клиенты часто ищут устройства с максимальным набором функций. Большее количество функций означает бо?льшую ценность. «Эппл» старается бороться с этой тенденцией. Первый айпод имел аппаратное обеспечение для FM-радио и записи голоса, но эти функции не были введены, чтобы не усложнять устройство. Как говорит Ив: «Интересно то, что такая почти… беззастенчивая простота позволила получить совершенно другой продукт. Но это не было целью. На самом деле очень легко сделать что-то новое. Восхищало осознание того, что это стало результатом именно стремления сделать очень простую вещь». Многие компании любят говорить, что ориентированы на клиентов, проводят среди них опросы. Обусловленное такой политикой внедрение технических новшеств опирается на обратную связь и исследование рынка. Но Джобс избегал опросов клиентов. Он сам играл с новыми технологиями, обращал внимание на свою реакцию на них и сообщал о ней инженерам. Если что-то создавало проблемы в эксплуатации, это упрощали. Что-либо ненужное или сложное удалялось. Джобс считал, что если устройство удобно ему, оно подойдет и клиентам. Как говорил мне Джон Скалли, Джобс всегда концентрировал внимание на восприятии пользователя: «Он всегда смотрел на вещи с точки зрения того, как это воспримут пользователи. Но в отличие от большинства современных производителей, проводящих расспросы клиентов, Стив не придерживался такого подхода. Он пояснял: „Я не могу ходить и расспрашивать, каким должен быть графический компьютер, тех, кто вообще не имеет представления, что это такое“». Креативность в искусстве и технологии — это самовыражение. Художник не может рисовать картину под руководством мозговых центров, и Джобс к ним не обращался. Он не мог изобретать, расспрашивая клиентов об их пожеланиях, хотя бы потому, что они не знают, чего хотят. Генри Форд когда-то сказал: «Если бы я спрашивал клиентов, чего они хотят, они бы попросили более быструю лошадь». Патрик Уитни, руководитель Института дизайна при Технологическом университете Иллинойса (это крупнейшая высшая школа дизайна в США), считает, что при внедрении технологических инноваций нельзя руководствоваться опросами пользователей. Как уже давно заведено, эксперты в данной отрасли проводят строго контролируемые исследования новых продуктов, особенно это касается интерфейсов для пользователей. Различные аспекты взаимодействия человека и компьютера обычно изучаются после того, как продукт уже разработан, чтобы уяснить, как он воспринимается и что нужно доделать. По определению, в этих исследованиях должны участвовать люди, незнакомые с технологией, иначе результаты будут недостоверны. Как объясняет Уитни: «В группы пользователей следует включать самых неопытных их представителей, но они не смогут сказать, что они хотят. Необходимо наблюдать за ними, чтобы понять, что им нужно». По мнению Уитни, с конвейера «Сони» никогда бы не сошел «Волкмэн», если бы в компании прислушивались к мнению клиентов. Однако исследования перед выпуском модели все-таки проводились: «Все говорило за то, что „Волкмэн“ обречен на неудачу. Это было однозначно. Никто бы его не купил. Но основатель корпорации Акио Морита как-то его протолкнул. Он знал, что делает. И Джобс придерживается того же мнения. Ему не нужны группы для проведения опросов среди пользователей, потому что он сам может судить как эксперт об опыте, обладаемом пользователями». «У нас много клиентов, и мы провели много исследований, — сказал Джобс в интервью „Бизнес уик“. — Мы также тщательно отслеживаем тенденции в отрасли. Но когда речь идет о таких сложных вещах, невозможно разрабатывать продукты на основании опросов мозговых центров. В большинстве случаев люди сами не знают, чего хотят, пока им это не продемонстрируют». Джобс сам является мозговым центром компании. Одно из его главных достоинств состоит в том, что он не «технарь». У него нет образования инженера или программиста. У него нет образования бизнесмена. На самом деле у него вообще нет законченного образования, он не доучился в колледже. Джобс мыслит не как инженер. Он мыслит как обыватель, что делает его очень подходящим для поиска слабых мест в изделиях. Он идеальный клиент. Как говорит Дэг Спайсер, главный куратор Музея истории компьютеров в Маунтейн-Вью (Калифорния): «Его технические знания — на уровне любителя. У него нет формального образования, хотя он интересуется техникой с юности. Он достаточно хорошо ориентируется, чтобы отслеживать тенденции как аналитик. У него взгляд обывателя. И это очень хорошо». Прежний «верховный апостол» компании «Эппл» Гай Кавасаки сказал мне как-то, что затраты «Эппл» на проведение опросов и исследований рынка отрицательны, при этом он лишь слегка преувеличивал. «Эппл», как и большинство корпораций, тратит деньги на исследования клиентского спроса, но Джобс никогда не опрашивает пользователей в ходе разработки новых продуктов. Как говорит Кавасаки: «Стив Джобс не проводит исследований рынка. Все исследования рынка проходят у него в голове — в формате диалога между правым и левым полушариями мозга (то есть между рациональным и творческим подходами)». Уроки Стива Примечания:1 Группа лиц, среди которых проводится опрос. — Здесь и далее примеч. пер. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Другие сайты | Наверх |
||||
|