• 1. Сущность и цели аудита
  • 2. Договор в аудиторской деятельности
  • 3. Обязательный аудит
  • 4. Основополагающие принципы аудита
  • 5. Функции управленческого аудита в рамках управления маркетингом
  • 6. Понятие аудиторской деятельности
  • 7. Аудиторский риск, его связь с информационной базой и существенностью
  • 8. Содержание предварительного планирования аудита
  • 9. Подготовка общего плана и программы аудита
  • 10. Документирование аудита
  • 11. Система финансового контроля и внутренний аудит
  • 12. Действия аудитора при выявлении фактов несоблюдения аудируемой организацией законодательных и нормативных актов
  • 13. Внутренний аудит в системе управления организацией
  • 14. Аудит расчетов с поставщиками, подрядчиками, дебиторами и кредиторами
  • 15. Внутренний аудит деятельности банка
  • ЛЕКЦИЯ № 7. Аудиторская деятельность

    1. Сущность и цели аудита

    Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ (с изменениями и дополнениями от 30.12.2004 г.): «Аудиторская деятельность, аудит – предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности.

    На микроэкономическом уровне аудит является элементом рыночной инфраструктуры, необходимость функционирования которого определяется обязательствами:

    1) используется для принятия решений ее заинтересованными пользователями, в том числе руководством, участниками и собственниками имущества экономического субъекта, реальными и потенциальными инвесторами, работниками и заказчиками, органами власти и общественностью в целом;

    2) может быть подвержена искажениям в силу ряда факторов, в частности применения оценочных значений и возможности неоднозначной интерпретации фактов хозяйственной жизни, помимо этого, достоверность бухгалтерской отчетности не обеспечивается автоматически ввиду возможной пристрастности ее составителей;

    3) степень достоверности бухгалтерской отчетности, как правило, не может быть самостоятельно оценена большинством заинтересованных пользователей из-за информации, а также многочисленности и сложности хозяйственных операций, отражаемых в бухгалтерской отчетности экономических субъектов.

    Аудит не подменяет государственного контроля достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности, осуществляемого в соответствии с законодательством РФ уполномоченными органами государственной власти. Согласно Закону № 119-ФЗ аудитором является физическое лицо, отвечающее квалификационным требованиям, установленным уполномоченным федеральным органом, и имеющее квалификационный аттестат аудитора.

    Аудитор вправе осуществлять аудиторскую деятельность в качестве работника аудиторской организации или в качестве лица, привлекаемого аудиторской организацией к работе на основании гражданско-правового договора, либо в качестве индивидуального предпринимателя, осуществляющего свою деятельность без образования юридического лица. Индивидуальный аудитор вправе осуществлять аудиторскую деятельность, а также оказывать сопутствующие аудиту услуги. Индивидуальный аудитор не вправе осуществлять иные виды предпринимательской деятельности.

    Аудиторская организация – это коммерческая организация, осуществляющая аудиторские проверки и оказывающая сопутствующие аудиту услуги. Мнение аудитора о достоверности бухгалтерской отчетности может способствовать большему доверию к этой отчетности со стороны заинтересованных пользователей. Таким образом, аудит способствует снижению предпринимательского риска и может рассматриваться как процесс уменьшения до приемлемого уровня информационного риска для пользователей финансовых отчетов.

    Основной целью аудита финансовой отчетности является выражение мнения аудиторской организации о достоверности отчетности экономического субъекта во всех существенных отношениях. Эта цель может быть достигнута, если в ходе проверки бухгалтерской отчетности получены достаточные аудиторские доказательства, позволяющие аудитору с определенной уверенностью сделать выводы относительно соответствия бухгалтерского учета проверяемой организации требованиям нормативных актов, регулирующих порядок ведения бухгалтерского учета и подготовки бухгалтерской отчетности.

    Пользователи бухгалтерской отчетности не должны трактовать мнение аудиторской организации как гарантию будущей жизнеспособности экономического субъекта или эффективности деятельности его руководства, гарантию отсутствия каких-либо иных обстоятельств, влияющих на бухгалтерскую отчетность экономического субъекта.

    2. Договор в аудиторской деятельности

    Договор на проведение аудиторской проверки – это официальный документ, регламентирующий взаимоотношения между аудиторской организацией и экономическим объектом. Как и другие договоры предпринимательской деятельности, договор на проведение аудита юридически отражает и фиксирует согласованные интересы сторон заказчика и исполнителя.

    Перед подписанием договора аудитору необходимо не только уяснить желание клиента, но и (по возможности) постараться помочь ему правильно сформулировать свой заказ. Качество проведения аудиторской проверки, бесконфликтность взаимоотношений аудитора с клиентом во многом зависят от качества заключенного договора на проведение аудита.

    В договоре необходимо учитывать некоторые особенности аудита РФ. Это обусловлено тем, что аудиторская деятельность специфична, и руководство экономического субъекта зачастую не в полной мере понимает суть и содержание его.

    После предварительного ознакомления с деятельностью экономического субъекта и принятия решения о возможности оказания ему аудиторских услуг начинается подготовка договора: определение трудоемкости, стоимости и сроков проведения аудита, потребности в привлечении консультантов и экспертов. Договор может быть заключен на длительный срок. Предметом такого договора могут быть одновременно аудиторские услуги и сопутствующие аудиторские услуги, не запрещенные законодательством в области аудита. Если договор не сопровождается письмом-обязательством, то в тексте указывают условия будущего сотрудничества, права и обязанности сторон.

    Договор оформляется в соответствии с требованиями ГК РФ.

    Текст договора должен содержать пункты:

    1) предмет договора аудиторских услуг;

    2) права и обязанности аудиторской организации;

    3) права и обязанности экономического субъекта;

    4) ответственность сторон и порядок разрешения споров;

    5) стоимость аудиторских услуг и порядок оплаты.

    Текст договора может содержать и другие важные для сторон пункты.

    В пункте «Условия оказания аудиторских услуг» должны быть указаны:

    1) цель оказания услуг и объект (в частности, при проведении аудита – порядок аудита филиалов и подразделений экономического субъекта, а также его дочерних компаний в случае их наличия);

    2) сроки и этапы оказания аудиторских услуг;

    3) ссылки на законодательные акты и нормативные документы, на основании которых оказаны аудиторские услуги.

    Пункт «Права и обязанности аудиторской организации» предусматривает:

    1) неукоснительное соблюдение при оказании аудиторских услуг требований законодательства РФ;

    2) самостоятельное определение форм и методов аудиторской проверки исходя из требований нормативных актов РФ;

    3) проверку любой документации экономического субъекта, необходимой для проведения аудита, а также получение разъяснений и дополнительных сведений по возникшим в ходе проверки вопросам;

    4) получение по письменному запросу необходимой для осуществления аудиторской проверки информации от третьих лиц, в том числе государственных органов;

    5) отказ от проведения аудиторской проверки в случае непредставления проверяемым экономическим субъектом необходимой документации;

    6) доступ в систему компьютерной обработки данных;

    7) обращение к консультанту или эксперту в случае выявления такой необходимости;

    8) распоряжение своей рабочей документацией;

    9) необходимость привлечения к участию в проверке дополнительных аудиторов в связи со значительным объемом работы или какими-либо иными обстоятельствами, возникшими после заключения договора;

    10) квалифицированное проведение аудиторской проверки, соблюдение конфиденциальности и коммерческой тайны;

    11) обеспечение сохранности документов, получаемых и составляемых в ходе аудиторской проверки и др.

    3. Обязательный аудит

    Обязательный аудит регламентируется государством. В Федеральном законе от 07.08.2001 г. № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» приведен перечень критериев, по которым организация подлежит обязательной аудиторской проверке.

    Обязательный аудит – это ежегодная аудиторская проверка ведения бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организации или индивидуального предпринимателя. Обязательный аудит осуществляется в случае, если:

    1) организация имеет организационно-правовую форму открытого акционерного общества;

    2) организация является кредитной, страховой или обществом взаимного страхования, товарной или фондовой биржей, инвестиционным фондом, государственным внебюджетным фондом, источником образования средств которого являются предусмотренные законодательством РФ обязательные исчисления, проводимые физическими и юридическими лицами, фондом, источниками образования средств которого являются добровольные отчисления физических и юридических лиц;

    3) объем выручки организации или индивидуального предпринимателя от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг) за один год превышает 500 тыс. раз установленный законодательством РФ минимальный размер оплаты труда или сумма активов баланса на конец отчетного года превышает в 200 тыс. раз установленный законодательством РФ минимальный размер оплаты труда;

    4) организация является государственным унитарным предприятием, муниципальным унитарным предприятием, основанным на праве хозяйственного ведения, если финансовые показатели его деятельности соответствуют вышеприведенному п. 3. При этом для муниципальных унитарных предприятий законом субъекта РФ финансовые показатели могут быть понижены.

    5) обязательный аудит в отношении государственных унитарных предприятий, муниципальных унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, организаций или индивидуальных предпринимателей, предусмотренный настоящим Федеральным законом.

    Обязательный аудит проводится только аудиторскими организациями. Это позволяет повысить качество проведения аудита, имеющего важное экономическое значение. При проведении обязательного аудита в организациях, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности или собственности субъекта РФ составляет не менее 25 %, заключения договоров оказания аудиторских услуг должно осуществляться по итогам проведения открытого конкурса. Порядок проведения таких конкурсов утверждается Правительством РФ.

    Большое значение как для аудиторов, так и для аудируемого лица имеет вопрос конфиденциальности информации при проведении аудита. Аудиторские организации обязаны хранить тайну об операциях аудируемых лиц. Кроме того, они обязаны обеспечить сохранность сведений и документов, получаемых или составленных ими при осуществлении аудиторской деятельности, и не вправе передавать указанные сведения и документы или их копии третьим лицам, разглашать их без письменного согласия организаций или индивидуальных предпринимателей, в отношении которых осуществлялся аудит, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

    Однако возможны случаи, когда документы, содержащие сведения об операциях, находятся в распоряжении аудиторской организации могут быть востребованы и представлены исключительно по решению суда уполномоченным данным решением лицом или органом государственной власти РФ в случаях, предусмотренных законодательными актами РФ об их деятельности.

    4. Основополагающие принципы аудита

    Аудиторские организации в ходе осуществления своей деятельности обязаны соблюдать и использовать в качестве основы для принятия любых решений профессионального характера следующие профессиональные этические принципы:

    1) независимость;

    2) честность;

    3) объективность;

    4) конфиденциальность;

    5) профессиональное поведение.

    Независимость – это отсутствие у аудитора при формировании его мнения финансовой, имущественной, родственной или какой-либо иной заинтересованности в делах проверяемого экономического субъекта, превышающей отношения по договору на осуществление аудиторских услуг, а также какой-либо зависимости от третьих лиц. Требования к аудитору в части обеспечения независимости и критерии того, что аудитор не является зависимым, регламентируются нормативными документами по аудиторской деятельности, а также этическими кодексами аудиторов.

    Честность – это приверженность аудитора профессиональному долгу и следование общим нормам морали.

    Объективность – это непредвзятость, беспристрастность, неподвластность какому-либо влиянию при рассмотрении любых профессиональных вопросов и формировании суждений, выводов и заключений.

    Профессиональная компетентность – это владение необходимым объемом знаний и навыков, позволяющим аудитору квалифицированно и качественно оказывать профессиональные услуги. Аудиторская организация должна привлекать подготовленных, профессионально компетентных специалистов и осуществлять контроль за качеством их работы для обеспечения квалифицированного проведения аудита.

    Добросовестность – это оказание аудитором профессиональных услуг с должной тщательностью, внимательностью, оперативностью и надлежащим использованием своих способностей.

    Принцип добросовестности подразумевает усердное и ответственное отношение аудитора к своей работе, но не должен трактоваться как гарантия безошибочности в аудиторской деятельности.

    Конфиденциальность – это обязанность аудиторов и аудиторских организаций обеспечить сохранность документов, получаемых или составляемых ими в ходе аудита, не передавать эти документы или их копии (как полностью, так и частично) каким бы то ни было третьим лицам и не разглашать содержащиеся в них сведения без согласия собственника (руководителя) экономического субъекта, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ. Принципы конфиденциальности должны соблюдаться неукоснительно, независимо от продолжения или прекращения отношений с клиентом и не имеют ограничений по времени.

    Профессиональное поведение – это соблюдение приоритета общественных интересов и обязанность аудитора поддерживать высокую репутацию своей профессии, воздерживаться от совершения поступков, не совместимых с оказанием аудиторских услуг и способных снизить уважение и доверие к профессии аудитора, нанести ущерб ее общественному имиджу.

    Если аудиторская организация является членом профессионального объединения, ей следует соблюдать правила этики, предусмотренные документами, принятыми на добровольной основе данным профессиональным объединением.

    Аудитор в ходе планирования и проведения аудита должен проявлять профессиональный скептицизм и понимать, что могут существовать обстоятельства, влекущие за собой существенное искажение финансовой (бухгалтерской) отчетности.

    Профессиональный скептицизм следует проявлять в ходе аудита, чтобы, в частности, не упустить из виду подозрительные обстоятельства, не сделать неоправданных обобщений при подготовке выводов, не использовать ошибочные обобщения при определении характера, временных рамок и объема аудиторских процедур, а также при оценке их результатов.

    5. Функции управленческого аудита в рамках управления маркетингом

    Управленческий аудит – это изучение деловых операций с целью выработки рекомендаций по экономичному и эффективному использованию ресурсов, достижению конечного результата и выработки политики организации.

    Управленческий аудит должен помогать руководителям в выполнении их функций и приводить к повышению прибыльности организации. Официальные методические положения не учитывают важного момента – оценки конкурентоспособности и рыночной привлекательности выпускаемой продукции. Естественно, сам по себе анализ конкурентоспособности продукции, методов ее продвижения на рынке не решает задачу восстановления платежеспособности, но мероприятия, связанные с повышением ее качества и спроса на нее, – это единственно надежный, перспективный путь выхода из зоны неплатежеспособности или банкротства. Данная задача может быть реализована аудиторской службой, в составе которой будут не только специалисты по бухгалтерскому учету, анализу, оценке, но и маркетологи, специалисты по менеджменту и психологии управления.

    Одна из основных задач аудита – достоверность учета финансовых результатов деятельности организации, ее имущественного и финансового состояния. Потребителями информации при этом являются в основном внешние пользователи.

    Аудит – это деятельность, направленная на уменьшение предпринимательского риска, процесс уменьшения до приемлемого уровня информационного риска для пользователей финансовых отчетов. В условиях рыночной экономики аудит выполняет две основные функции:

    1) поставщика достоверной, проверенной финансовой информации пользователям;

    2) гаранта финансовой деятельности организации, когда в случае финансовых потерь вследствие использования информации, заверенной аудитором, но оказавшейся недостоверной, аудитор возмещает потери клиентам.

    Правительство заинтересовано в информации, необходимой для разработки экономической политики, включая налоговые льготы. Компании, в которых администрация и собственники представлены одними и теми же лицами, проводят аудит потому, что это обеспечивает им целый ряд преимуществ:

    1) возможность избежать споров между партнерами, особенно в ситуациях со сложным соглашением о распределении прибыли, благодаря тому, что счета подвергаются объективному анализу со стороны независимого аудитора;

    2) упрощение процедуры привлечения нового партнера благодаря предоставляющейся возможности изучать выводы аудитора о финансовом состоянии компании;

    3) упрощение отношений с налоговыми органами, так как проверенные аудитором счета вызывают большее доверие;

    4) возможность получать квалифицированную помощь в решении различных проблем: аудитора приглашают часто в качестве арбитра при разборе специфических спорных вопросов между партнерами.

    В настоящее время аудит больше подобен действиям рефери, который следит за соблюдением правил игры при ведении дел и налоговых расчетов, а не деятельности доктора, который оценивает состояние здоровья фирмы и предлагает способы лечения болезни и ее профилактики. Ожидать сразу появления в России аудита, базирующегося на риске или оценивающего эффективность государственных вложений, нереально, хотя зарубежный опыт подсказывает, что достоверности аудита недостаточно для оценки степени эффективности хозяйствования экономического субъекта.

    В заключение следует заметить, что для управления необходим другой аудиторский финансовый контроль, который находится в процессе развития. Его сфера деятельности будет расширяться по мере развития цивилизованных рыночных отношений в стране, повышения квалификации сотрудников аудиторских служб и роста спроса на их услуги со стороны частных фирм и корпораций с целью снижения финансовых рисков в условиях растущей конкуренции.

    6. Понятие аудиторской деятельности

    Аудиторская деятельность – это предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей.

    Цель аудита – выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ.

    Понятие сопутствующих услуг. В общем объеме работ аудитора оказание сопутствующих услуг, как правило, занимает лидирующее место в количественном и стоимостном выражении.

    Под сопутствующими аудиту услугами понимается оказание аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами следующих услуг:

    1) постановка, восстановление и ведение бухгалтерского учета, составление финансовой (бухгалтерской) отчетности, бухгалтерское консультирование;

    2) налоговое консультирование;

    3) анализ финансово-хозяйственной деятельности организации и индивидуальных предпринимателей, экономическое и финансовое консультирование;

    4) управленческое консультирование, в том числе связанное с реструктуризацией организаций;

    5) правовое консультирование, а также представительство в судебных и налоговых органах по налоговым таможенным спорам;

    6) автоматизация бухгалтерского учета и внедрение информационных технологий;

    7) оценка стоимости имущества, оценка предприятий как имущественных комплексов, а также предпринимательских рисков;

    8) разработка и анализ инвестиционных проектов, составление бизнес-планов;

    9) проведение маркетинговых исследований;

    10) проведение научно-исследовательских и экспериментальных работ в области, связанной с аудиторской деятельностью, и распространение их результатов, в том числе на бумажных и электронных носителях;

    11) обучение в установленном законодательством РФ порядке специалистов в области, связанной с аудиторской деятельностью.

    При этом законом предусмотрено, что аудиторским организациям и индивидуальным аудиторам запрещается заниматься какой-либо иной предпринимательской деятельностью, кроме проведения аудита и оказания сопутствующих ему услуг.

    Аудитором является физическое лицо, отвечающее квалификационным требованиям, установленным уполномоченным федеральным органом, и имеющее квалификационный аттестат аудитора. Аудитор вправе осуществлять аудиторскую деятельность в качестве работника аудиторской организации или в качестве лица, привлекаемого аудиторской организацией к работе на основании гражданско-правового договора, либо в качестве индивидуального предпринимателя, осуществляющего свою деятельность без образования юридического лица. Индивидуальный аудитор вправе осуществлять аудиторскую деятельность, а также оказывать сопутствующие аудиту услуги.

    Аудиторская организация – это лицензируемая коммерческая организация, осуществляющая аудиторские проверки, оказывающая сопутствующие аудиту услуги.

    Датой получения аудиторской организацией или индивидуальным аудитором лицензии на осуществление аудиторской деятельности считается дата принятия решения о выдаче соответствующей лицензии. Если в соответствии с законодательством РФ оказание отдельных видов сопутствующих аудиту услуг требует получения соответствующих лицензий, аудиторские организации и индивидуальные аудиторы не вправе оказывать такие услуги без получения соответствующей лицензии.

    Аудиторские организации могут быть созданы в любой организационно-правовой форме, за исключением открытого акционерного общества. Требования к аудиторской организации предусматривают, что не менее 50 % ее кадрового состава должны составлять граждане РФ, а в случае, если руководителем аудиторской организации является иностранный гражданин, то не менее 75 %.

    7. Аудиторский риск, его связь с информационной базой и существенностью

    Аудиторская организация и индивидуальный аудитор в процессе проведения аудита обязаны оценивать существенность информации и ее взаимосвязь с аудиторским риском.

    Информация об отдельных активах, обязательствах, доходах, расходах и хозяйственных операциях, а также составляющих капитала считается существенной, если ее пропуск или искажение могут повлиять на экономические решения пользователей, принятые на основе финансовой (бухгалтерской) отчетности. Существенность зависит от величины показателя финансовой (бухгалтерской) отчетности и (или) ошибки, оцениваемых в случае их отсутствия или искажения.

    При разработке плана аудита аудитор устанавливает приемлемый уровень существенности с целью выявления искажений. Примерами качественных искажений являются:

    1) недостаточное или неадекватное описание учетной политики, когда существует вероятность того, что пользователь финансовой (бухгалтерской) отчетности будет введен в заблуждение таким описанием;

    2) отсутствие раскрытия информации о нарушении нормативных требований в случае, когда существует вероятность того, что последующее применение санкций сможет оказать значительное влияние на результаты деятельности аудируемого лица.

    Аудитору необходимо рассмотреть возможность искажений в отношении сравнительно небольших величин, которые в совокупности могут оказать существенное влияние на финансовую (бухгалтерскую) отчетность. Например, ошибка в процедуре, проводимой в конце месяца, может указывать на возможное существенное искажение, которое возникнет в том случае, если такая ошибка будет повторяться каждый месяц.

    Аудитор рассматривает существенность как на уровне финансовой (бухгалтерской) отчетности в целом, так и в отношении остатка средств по отдельным счетам бухгалтерского учета групп однотипных операций и случаев раскрытия информации. На существенность могут оказывать влияние нормативные правовые акты РФ, а также факторы, имеющие отношение к отдельным счетам бухгалтерского учета финансовой (бухгалтерской) отчетности и взаимосвязи между ними. В зависимости от рассматриваемого аспекта финансовый (бухгалтерской) отчетности и взаимосвязи между ними. В зависимости от рассматриваемого аспекта финансовой (бухгалтерской) отчетности возможны различные уровни существенности. Аудитору следует принимать во внимание существенность при определении характера, сроков проведения и объема аудиторских процедур: оценке последствий искажений.

    При планировании аудиторской проверки аудитор рассматривает вопрос о том, что могло повлечь существенное искажение финансовой (бухгалтерской) отчетности. Аудиторская оценка существенности, относящаяся к отдельным счетам бухгалтерского учета и группам однотипных операций, помогает аудитору решить, например, вопрос о том, какие показатели финансовой (бухгалтерской) отчетности проверять, а также вопрос использования выборочной проверки и аналитических процедур. Это позволяет аудитору выбрать аудиторские процедуры, которые, как предполагается, в совокупности уменьшат аудиторский риск до приемлемо низкого уровня.

    Между существенностью и аудиторским риском существует обратная зависимость: чем выше уровень существенности, тем ниже уровень аудиторского риска, и наоборот. Аудитор компенсирует это, либо снизив предварительно оцененный уровень риска средств контроля там, где это возможно, и поддерживая пониженный уровень посредством проведения расширенных или дополнительных тестов средств контроля, либо снизив риск необнаружения искажений путем изменения характера, сроков проведения и объема запланированных процедур проверки по существу.

    8. Содержание предварительного планирования аудита

    Планирование, являясь начальным этапом проведения аудита, включает в себя разработку аудиторской организацией общего плана аудита с указанием ожидаемого объема, графиков и сроков проведения аудита, а также разработку аудиторской программы, определяющей объем, виды и последовательность осуществления аудиторских процедур, необходимых для формирования аудиторской организацией активного и обоснованного мнения о бухгалтерской отчетности организации. Аудиторская организация и индивидуальные аудиторы обязаны планировать свою работу так, чтобы проверка была проведена эффективно.

    Планирование аудита предполагает разработку общей стратегии и детального подхода к ожидаемому характеру, срокам проведения и объему аудиторских процедур. Аудиторская организация должна согласовать с руководством экономического объекта основные организационные вопросы, связанные с проведением аудита. Планирование аудитором своей работы способствует тому, чтобы важным областям аудита было уделено необходимое внимание, чтобы были выявлены потенциальные проблемы и работа была выполнена с оптимальными затратами, качественно и своевременно.

    Аудиторская проверка, как правило, всегда ограничена определенным сроком (в среднем – 2 недели); из-за этих ограничений на крупном и даже среднем по мощности предприятии провести сплошную аудиторскую проверку не всегда удается. Поэтому аудитору следует определить стратегию проверки с учетом индивидуальных особенностей каждого экономического субъекта, которая предусматривает:

    1) рассмотрение собранной информации о деятельности клиента;

    2) предварительную оценку риска и эффективности внутреннего контроля;

    3) определение глубины, сущности и продолжительности проверок отдельных групп операций.

    Стратегия аудиторской проверки должна иметь вид плана, составляемого аудитором в письменной форме, цель контроля:

    1) предварительно определить объем и тип необходимых тестов;

    2) оценить издержки по их проведению;

    3) достичь взаимопонимания с клиентом по всем основным вопросам до начала проверки;

    4) иметь доказательства обоснованности выполнения аудита и его качества у данного клиента.

    Планированию предшествуют следующие этапы:

    1) предплановая подготовка;

    2) получение информации о бизнесе клиента (специфика деятельности, структура связей, политики, юридических обстоятельств);

    3) оценка существенности;

    4) оценка аудиторского риска;

    5) изучение системы внутреннего контроля и оценка риска ее неэффективности.

    Многие аудиторские фирмы разрабатывают свои внутренние стандарты плана проверки, приспособленные к отраслевой специфике клиентов.

    Обычно планирование включает:

    1) разработку графиков проведения аудита;

    2) определение сроков и доходов и обсуждение их с клиентом;

    3) проведение инструктажа членов команды аудиторов;

    4) организацию взаимодействия с подразделениями внутри фирмы;

    5) обсуждение стратегии аудита с клиентом.

    Стратегия аудиторской проверки основана на выборе наиболее рациональных путей достижения целей этой проверки и зависит от опыта и квалификации аудитора, длительности сотрудничества аудиторской фирмы и клиента, характера задач, решаемых в аудите.

    На этапе предварительного планирования аудитор должен ознакомиться с финансово-хозяйственной деятельностью экономического субъекта и иметь информацию о:

    1) внешних факторах, влияющих на хозяйственную деятельность экономического субъекта, отражающих экономическую ситуацию в стране (регионе) в целом и ее отраслевые особенности;

    2) внутренних факторах, влияющих на хозяйственную деятельность экономического субъекта, связанных с его индивидуальными особенностями.

    9. Подготовка общего плана и программы аудита

    Аудиторская организация должна и вправе самостоятельно принимать решения о видах, количестве и глубине проведения аудиторских процедур, затратах времени, количестве и составе специалистов, требующихся для осуществления полноценной аудиторской проверки и подготовки обоснованного аудиторского заключения.

    Основными ситуациями аудиторской проверки являются:

    1) планирование аудита;

    2) получение аудиторских доказательств;

    3) использование работы других лиц и контактов с руководством экономического субъекта третьими сторонами;

    4) документирование аудита;

    5) обобщение выводов, формирование и выражение мнения о бухгалтерской отчетности экономического субъекта. Аудиторская проверка должна быть спланирована на основе достигнутого аудиторской организацией понимания деятельности экономического субъекта. Цель планирования – организовать эффективную и экономически оправданную проверку. На этапе планирования необходимо определить стратегию и тактику аудита, сроки его проведения; разработать общий план и программу аудита.

    В ходе аудита должно быть получено достаточное количество качественных аудиторских доказательств (как правило, из нескольких источников и разными методами), которые могут служить основой для формирования мнения аудиторской организации о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта. При проведении следует соблюдать рациональное соотношение между затратами на сбор аудиторских доказательств и полезностью извлекаемой информации. Тем не менее сложность и трудоемкость осуществления той или иной процедуры не могут считаться основанием для отказа от нее, если необходимость проведения данной процедуры обусловлена обстоятельствами проверки.

    Для достижения целей аудита может быть использована работа других лиц: ассистентов аудитора, привлечение экспертов, внутренних аудиторов, других аудиторских организаций. При этом аудиторской организации следует рассмотреть результаты выполненной ими работы в контексте проведенных аудиторами процедур, а также оценить возможность использования результатов работы других лиц в качестве достоверных аудиторских доказательств или базы для получения таких доказательств. Привлечение других лиц к аудиторской проверке не снимает с аудиторской организации ответственности за выражаемое мнение о бухгалтерской отчетности экономического субъекта и не уменьшает степени этой ответственности.

    В ходе аудита должны документироваться основные аспекты проведенной работы, сделанные выводы и другие существенные вопросы, имеющие значение для подготовки аудиторского заключения, а также для доказательства качественного проведения аудита. Рабочая документация аудита должна быть достаточно полной и убедительной, чтобы служить подтверждением правильности того или иного мнения аудиторской организации о бухгалтерской отчетности экономического субъекта.

    На этапе подготовки заключения о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта аудиторская организация обязана обобщить и оценить выводы, сделанные на основе полученных данных. При этом следует исходить из критериев соблюдения нормативных требований при подготовке экономическим субъектом бухгалтерской отчетности и ее соответствия тем сведениям о деятельности экономического субъекта, которыми располагает аудиторская организация.

    Аудиторское заключение должно содержать четко выраженное мнение о степени достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта. Безусловно, положительное аудиторское заключение свидетельствует о том, что аудиторская организация считает бухгалтерскую отчетность экономического субъекта достоверной во всех отношениях.

    10. Документирование аудита

    Вопросы, связанные с документированием аудита, регулируются следующими стандартами: «Документирование аудита», «Планирование аудита», «Порядок составления аудиторского заключения о бухгалтерской отчетности».

    Аудиторская организация и индивидуальный аудитор должны документально оформлять все сведения, которые важны с точки зрения представления доказательств, подтверждающих аудиторское мнение, а также доказательств того, что аудиторская проверка проводилась в соответствии с федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности. Под термином «документация» понимаются рабочие документы и материалы, подготавливаемые аудитором и для аудитора либо получаемые и хранимые аудитором в связи с проведением аудита. Рабочие документы могут быть представлены в виде данных, зафиксированных на бумаге, фотопленке, в электронном виде или другой форме.

    Рабочие документы используются:

    1) при планировании и проведении аудита;

    2) при осуществлении текущего контроля и проверке выполненной аудитором работы;

    3) для фиксирования аудиторских доказательств, получаемых в целях подтверждения мнения аудитора.

    Аудитор должен отражать в рабочих документах информацию о планировании аудиторской работы, характере, временных рамках и объеме выполненных аудиторских процедур, их результатах, а также о выводах, сделанных на основе полученных аудиторских доказательств. В рабочих документах должно содержаться обоснование аудитором всех важных моментов, по которым необходимо выразить свое профессиональное суждение, вместе с выводами аудитора по ним. В тех случаях, когда аудитор рассматривал сложные принципиальные вопросы или высказывал по каким-либо важным для аудитора вопросам профессиональное суждение, в рабочие документы следует включить факты, которые были известны аудитору на момент формирования выводов, необходимую аргументацию.

    Объем документации аудиторской проверки должен быть таков, чтобы в случае, если возникает необходимость передать работу другому аудитору, не имеющему опыта работы по этому заданию, новый аудитор смог понять проделанную работу и обоснованность решений, выводов прежнего аудитора.

    Форма и содержание рабочих документов определяется следующими факторами:

    1) характером аудиторского задания;

    2) требованиями, предъявляемыми к аудиторскому заключению;

    3) характером и сложностью деятельности аудиторского лица;

    4) характером и состоянием систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля аудиторского лица;

    5) необходимостью давать указания работникам аудитора, осуществлять за ними текущий контроль и проверять выполненную ими работу;

    6) конкретными методами и приемами, принимаемыми в процессе аудита.

    Рабочие документы должны быть составлены и систематизированы таким образом, чтобы соответствовать обстоятельствам каждой аудиторской проверки и потребностям аудитора в ходе ее проведения. В целях повышения эффективности подготовки и проверки рабочих документов рекомендуется разработать в аудиторской организации типовые формы документации (например, стандартную структуру аудиторского файла (папки) рабочих документов, бланки, вопросники, типовые письма и обращения). Стандартизация документирования облегчает работу и позволяет контролировать результаты выполненной проверки. Для повышения эффективности аудита допускается в ходе проверки использовать графики, аналитическую и иную документацию.

    Результаты выполнения аналитических процедур должны быть использованы для получения аудиторских доказательств, необходимых при составлении аудиторского заключения, а также для подготовки письменной информации аудитора руководству экономического субъекта по результатам проведения аудита.

    11. Система финансового контроля и внутренний аудит

    Система финансового контроля, призванная контролировать и регулировать всю финансово-хозяйственную деятельность всех субъектов и действия физических лиц, защищать их законные интересы и пресекать нарушения и злоупотребления в сфере финансов, должна эффективно функционировать, иметь отлаженную систему контроля с инструкциями по ее исполнению, систему наказаний за обнаруженные нарушения и систему поощрений за правильное ее исполнение.

    Общий финансовый контроль осуществляется на базена базе Федерального закона от 21.11.1996 г. № 129-фз «О бухгалтерском учете», Гражданского кодекса, Кодекса об административных правонарушениях, Уголовного кодекса, Бюджетного кодекса, Налогового кодекса, а отдельные контрольные мероприятия осуществляют контрольно-ревизионные органы, Казначейство, Счетная палата, Министерство финансов, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований, антимонопольные органы, налоговые и другие государственные органы в рамках своей компетенции.

    Система финансового контроля включает в себя предварительный контроль (контроль до совершения хозяйственных операций, предупреждающий незаконные финансовые действия), текущий контроль (контроль в процессе совершения хозяйственных операций, в оперативном порядке устраняющий выявленные нарушения), последующий контроль (контроль уже совершенных хозяйственных операций методами анализа, прослеживания, сопоставления, пересчета и другими с целью проверки их законности и целесообразности, правильности и полноты отражения данных операций).

    Внутренний аудит – разновидность финансового контроля, осуществляемого внутренними службами субъекта. Это может быть контрольный отдел, ревизионная комиссия или внутренний аудитор, осуществляющий функции внутреннего контроля. Внутренний аудит строится в зависимости от содержания и специфики деятельности экономического субъекта, масштабов этой деятельности, системы управления хозяйственными процессами.

    В функции внутреннего аудита входит: проверка наличия и состояния оценки активов, эффективности их использования, проверка методов и технологии учета на предприятии, его организации, проверка порядка отражения операций согласно законодательству РФ, проверка полноты учета операций и формирования отчетности, консультирование специалистов учета, внесение предложений по совершенствованию учетной работы.

    Внутренний аудит должен быть закреплен положениями внутренних локальных нормативных актов, инструкций. Объективность внутреннего аудита обеспечивается степенью его независимости в структуре экономического субъекта, как правило, система внутреннего аудита является ограниченно независимой.

    Стандарты деятельности аудитора рекомендуется применять для разработки внутрифирменных стандартов аудиторской службы, в которых будут определены: организационный статус отдела внутреннего аудита, права и обязанности внутренних аудиторов (здесь же нужно определить порядок взаимоотношений службы внутреннего аудита с другими службами субъекта), требования к квалификации специалистов отдела внутреннего аудита (уровень знаний, опыт, подготовка). Служба внутреннего аудита использует методические приемы, это:

    1) инспектирование для получения доказательств достоверности отражения в учете хозяйственных процессов;

    2) проверка документов на правильность оформления и полноту отражения в них хозяйственных операций;

    3) наблюдение – отслеживание процессов, сбор информации, необходимой для проверки;

    4) запрос, опрос, тестирование, анкетирование в целях получения сведений для проверки;

    5) подтверждение, пересчет, инвентаризация, выборочная и сплошная проверка;

    6) сверка, проверка на тождественность, анализ проб и образцов и т. д.

    12. Действия аудитора при выявлении фактов несоблюдения аудируемой организацией законодательных и нормативных актов

    В случае обнаружения аудитором фактов несоблюдения экономическим субъектом требований нормативных актов он должен более тщательно изучить обстоятельства, при которых произошли нарушения, оценить степень влияния, значимость нарушений на достоверность бухгалтерской отчетности.

    К последствиям нарушения относят:

    1) взыскания штрафных санкций в проверяемом отчетном периоде;

    2) угрозу отчуждения имущества;

    3) прекращение деятельности экономического субъекта;

    4) возникновение сомнений в правдивости и достоверности данных отчетности;

    5) принятие неверных решений на основании искаженных данных бухгалтерской отчетности.

    В случае, если аудитор решит сокрыть обнаруженные факты состава преступления, иных действий или бездействия экономического субъекта, следует помнить, что к нему также могут быть применены меры ответственности, так как он дает свое профессиональное заключение – суждение о достоверности учета.

    Влияние невыполнения требований нормативных актов экономическим субъектом отражается на оценке возможных рисков, влечет к корректировке разработанных в плане аудиторских процедур, переоценке системы внутреннего контроля над предприятием. Выявленные факты несоблюдения законодательства свидетельствуют либо об отклонении правил ведения и организации бухгалтерского учета и отчетности, либо несоблюдении в течение отчетного периода принятой учетной политики в отражении хозяйственных операций и оценке имущества.

    Аудитор выносит свое суждение о нарушении: являлось ли оно преднамеренным или непреднамеренным, причастны ли работники и руководитель экономического субъекта к фактам невыполнения требований нормативных документов.

    Существенные нарушения по учету и налогообложению аудитор оформляет в своей рабочей документации в виде таблицы «Перечень законов, по которым выявлено нарушение».

    Кроме высшего органа управления экономического субъекта должны быть также поставлены в известность о нарушениях и пользователи данных отчетности (например, акционеры) и само руководство субъекта проверки (в письменном виде).

    Факты невыполнения требований нормативных актов учитываются аудитором в процессе составления аудиторского заключения (в составлении руководствуются правилом (стандартом) аудиторской деятельности «Порядок составления аудиторского заключения о бухгалтерской отчетности» и «Существенность и аудиторский риск»). Если аудитор считает, что нарушения нормативных и законодательных актов привели к искажению и повлияли на достоверность бухгалтерской отчетности, то он представляет условно-положительное или отрицательное заключение.

    Если руководство (персонал) проверяемого субъекта препятствуют аудитору в получении достоверной информации о том, что факты невыполнения нормативных актов существенно исказили отчетность, аудитор обязан составить отрицательное заключение или отказаться от выражения своего мнения в аудиторском заключении. Если причиной ограничений стали случайные обстоятельства, а не руководство или персонал фирмы, то аудитор либо составляет условно-положительное заключение, либо отказывается от выражения своего мнения в заключении.

    На практике (в условиях жесткой конкуренции) аудиторы помогают организациям исправить все нарушения, так как заключение неположительное невыгодно характеризует как фирму, так и самого аудитора в отношении деловой репутации, поэтому заключения отрицательного характера – явление редкое и скорее может иметь место при проверке по поручению государственных органов. В большинстве случаев предприятия получают условно-положительное или положительное заключение.

    13. Внутренний аудит в системе управления организацией

    Внутренний аудит – это неотъемлемая часть управленческого контроля предприятия, система контроля над соблюдением установленного порядка ведения бухгалтерского учета и надежностью функционирования различных звеньев управления, организованная самим экономическим субъектом, действующая в интересах его руководства и собственников и регламентированная внутренними документами. Работа внутреннего аудита имеет для руководства или собственников экономического субъекта информационное и консультационное значение: она призвана содействовать оптимизации деятельности экономического субъекта и выполнению обязанностей его руководства.

    Функции внутреннего аудита включают проверку систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля, разработку рекомендаций по улучшению этих систем, проверку бухгалтерской и оперативной документации, соблюдение законов и других нормативных актов, проверку деятельности различных звеньев управления, оценку эффективности механизма внутреннего контроля, проверку наличия, состояния и обеспечения сохранности имущества предприятия, специальные расследования отдельных случаев, например подозрений в злоупотреблениях, разработку предложений по устранению выявленных недостатков и рекомендаций по повышению эффективности управления.

    Одной из важнейших сфер внутреннего контроля является учетная политика предприятия. С 1995 г. она разрабатывается на всех российских предприятиях. В учетной политике отражается следующая информация: определение момента выручки от реализации, способ определения стоимости материалов, списываемых на издержку производства, методика расчета норм амортизации основных средств, порядок отражения в учете курсовой разницы, перечень образуемых фондов и резервов и нормы отчисления в них средств, способы списания затрат на ремонт основных средств и т. п. Изучая учетную политику, аудитор определяет типовые операции и делает вывод о наличии нарушений учетной политики.

    В системе производственного учета создается прежде всего информация об издержках. Издержки производства – один из основных объектов управленческого учета. Они группируются и учитываются по видам, местам их возникновения и носителям затрат. Другим объектом управленческого учета являются результаты, которые могут также учитываться по тестам возникновения затрат и по носителям затрат. В процессе сопоставления затрат и результатов различных объектов учета выявляется эффективность производственно-хозяйственной деятельности. Информация управленческой бухгалтерии обычно представляет собой коммерческую тайну организации, не подлежит публикации и носит конфиденциальный характер. Администрация организации самостоятельно устанавливает состав, сроки и периодичность представления внутренней отчетности.

    Важным этапом в системе внутреннего контроля является документооборот. При изучении документооборота и анализа документов аудитор делает вывод о соблюдении правил оформления, взаимосвязи отдельных первичных документов между собой и с учетными регистрами, соответствие первичного документа хозяйственной операции. На основе анализа документа делается вывод о степени соответствия документа законодательным актам. Полученная в ходе анализа системы внутреннего контроля, регистрации и уточнения внутреннего контроля, расширенная и уточненная во время проверки информация о функционировании предприятия позволяет аудитору оперативно реагировать на проблемы, возникающие у предприятия. Использование системы внутреннего контроля позволяет без значительных затрат времени и средств на первом этапе обнаружить недостатки в построении бухгалтерского учета на предприятии и выделить направления, на которые следует обратить внимание.

    14. Аудит расчетов с поставщиками, подрядчиками, дебиторами и кредиторами

    Целью аудита расчетов с поставщиками, подрядчиками, дебиторами и кредиторами является проверка законности возникновения дебиторской и кредиторской задолженности, своевременности погашения такой задолженности, правильности отражения в учете операций по расчетам с подрядчиками, поставщиками, дебиторами и кредиторами, а также мероприятий по устранению причин, вызывающих возникновение невостребованной задолженности.

    Источниками информации при такой проверке служат: учетная политика организации, материалы инвентаризации расчетов, первичные документы, журналы регистрации счетов-фактур, доверенностей, регистры аналитического и синтетического учета, акты взаимных расчетов и другие документы.

    Необходимо оценить качество системы внутреннего контроля и учета таких расчетов на предприятии, для этого тестируют систему контроля по вопросам учета расчетов с поставщиками и подрядчиками. Тест включает в себя следующие вопросы: имеются ли договоры на все поставки и услуги, как часто производят сверку учета расчетов, какой процент поставщиков, подрядчиков, дебиторов и кредиторов охватывают такие сверки, кому выписывают доверенности, имеются ли случаи недостач, непредставления отчетов за выданные доверенности, все ли счета-фактуры регистрируются, своевременно ли предъявляются претензии и как они удовлетворяются, применяются ли штрафные санкции за невыполнение условий договоров, производится ли сверка цен по документам и цен указанных в договорах. Программа проверки включает в себя проверку:

    1) договоров – юридическая оценка с позиций соответствия законодательству, в том числе налоговому;

    2) инвентаризация расчетов (выявляют реальность задолженности, обоснованность сумм недостач, сумм задолженностей, по которым истекли сроки исковой давности, лиц, виновных в пропуске этих сроков).

    В аудиторской проверке используют примеры прослеживания, подтверждения, пересчета, тождественность и сверку, выборочную проверку.

    Особое внимание уделяют неотфактурованным поставкам, также проверяют качество и количество поступающего сырья или объем и качество предоставленных услуг.

    При необходимости может быть даже принято решение об участи аудитора в приемке ТМЦ. Уделяется внимание наличным расчетам при погашении задолженности с поставщиками, подрядчиками, дебиторами и кредиторами, так как данные расчеты предоставляют возможности для мошенничества.

    Также следует тщательно изучить операции по учету векселей, бартерные сделки. В частности, проверяют учет векселей, правильность расчета курсовых разниц, в бартерных сделках особое внимание уделяют стоимостной оценке обмениваемых товаров, налогообложения по правовым сделкам.

    Проверяют правильность списания затрат с кредита расчетов с дебиторами и кредиторами на себестоимость продукции, услуг, правильность составления проводок, правильность расчетов, выраженных в иностранной валюте, расчет суммовых разниц.

    При проверке расчетов с подрядчиками аудитор должен установить, обеспечены ли объекты источником финансирования, имеется ли проектно-сметная документации на объекты, соответствуют ли объемы выполненных работ, указанные в актах сдачи, фактическим объемам.

    Наиболее часто встречающиеся нарушения:

    1) неопределение ТМЦ;

    2) несоответствие данных счетов поставщиков данным учета проверяемого субъекта;

    3) неверная корреспонденция счетов;

    4) неправильное отражение НДС;

    5) уничтожение подлинных документов;

    6) подделка и фальсификация в документах;

    7) составление нереальных обязательств и задолженностей в целях неверных кассовых выплат;

    8) отражение нереальной дебиторской и кредиторской задолженности на счетах бухгалтерского учета.

    15. Внутренний аудит деятельности банка

    Под внутренним аудитом следует понимать проверку и оценку эффективности функционирования всех подразделений банка.

    Проверка организуется в соответствии с Положением «Об организации внутреннего аудита в ЦБР», утв. Приказом ЦБ РФ от 31.03.1997 № 02-140. Внутренний аудит позволяет располагать достоверной информацией о состоянии дел на различных участках, предупреждает финансовые риски (кредитный, валютный, процентный, риск упущенной выгоды, ликвидности), определить финансовую устойчивость и конкурентоспособность банка, обеспечить сохранность акционерной собственности, защищать интересы банка, его участников и кредиторов.

    Основными задачами внутреннего аудита являются:

    1) выполнение требований нормативно-правовых актов;

    2) соблюдение установленных процедур при принятии решений по устранению выявленных недостатков;

    3) выполнение требований по эффективному управлению рисками банковской деятельности;

    4) правильное отражение операций на счетах бухгалтерского учета и обеспечение достоверности бухгалтерской и другой отчетности;

    5) взаимодействие с другими контролирующими органами;

    6) предупреждение и устранение нарушений сотрудниками банка действующего законодательства.

    Служба внутреннего аудита действует на основе устава банка и положения о службе внутреннего аудита, утвержденного высшим органом управления банка или другим уполномоченным органом.

    Организация службы внутреннего контроля может строиться следующим образом:

    1) создание в банке специального структурного подразделения (отдела);

    2) предусмотрение в штатном расписании должностей аудиторов.

    Сотрудники данной службы должны обладать профессиональными навыками и соответствующей квалификацией.

    Служба внутреннего аудита Центрального банка РФ проводит аудиторские проверки деятельности структурных подразделений и организаций не реже 1 раза в 2 года, а обеспечения сохранности денежной наличности и других ценностей, находящихся в хранилищах Центрального банка, – ежегодно, с целью защиты интересов банка, участников и кредиторов, обеспечения контроля за принятием мер по минимизации рисков, разрешения возникающих конфликтов.

    Права, обязанности и ответственность сотрудников службы внутреннего контроля предусмотрены в Положении «Об организации внутреннего аудита в банке», (утв. Приказом от 31.03.1997 г. № 02-140) и должностных инструкциях.

    Внутренний аудит классифицируется по различным признакам. По времени проведения он бывает предварительный и последующий.

    Предварительный проводится до принятия управленческих решений с целью предупреждения незаконных банковских операций, действий должностных и материально ответственных лиц: эффективного расходования банковских ресурсов; недопущения возникновения непроизводительных расходов и других действий, наносящих ущерб деятельности банка. Последующий проводится для установления достоверности и законности банковских операций и действий должностных лиц при выполнении должностных обязанностей, а также выявления внутренних резервов, ликвидации имеющихся недостатков и упущений.

    По срокам проведения различают оперативный и периодический внутренний аудит, оперативный организуется в течение рабочего дня, внутри отчетного периода с целью своевременного выявления отклонений, их причин и виновных лиц.

    Периодический аудит проводится за период свыше 1 месяца. При этом устанавливается своевременность, правильность, целесообразность совершенных банковских операций. В зависимости от источников информации внутренний аудит подразделяется на документальный и фактический. Документальный проводится по данным документов, учетных регистров и форм отчетности, а фактический – путем обследования, осмотра, пересчета, лабораторного анализа, экспертизы и др.







     


    Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Другие сайты | Наверх