|
||||
|
Гигиена и профилактика заболеваний в Агни-ЙогеОгромное внимание в книгах Учения Живой Этики уделяется вопросам профилактики заболеваний. При этом большее внимание обращается не на запреты и ограничения, но именно на более широкое использование благотворных факторов окружающей среды - воздуха, воды, растений и благодатных космических излучений. Образ жизни и условия труда каждому человеку, согласно медицине Агни-Йоги, должны быть подобраны совершенно индивидуально. Сам пациент и его врач интуитивно в ходе наблюдений и опытов выбирают именно тот спектр условий и обстоятельств в жизни, которые наиболее полно соответствуют конкретному человеку и благоприятствуют максимальному раскрытию его творческих и душевных сил, помогают полнее и ярче реализовать себя в творческом самовыражении, в деятельности на благо людей, в общении. Разумеется, с изменением задач самосовершенствования, социальных и природных условий и особенностей конкретного периода жизни спектр этот адекватно изменяется. Основным "инструментом" такого индивидуализированного образа жизни, разумеется, служит высокоразвитая наблюдательность медика: "Развитие наблюдательности позволит обратить внимание на окружающие условия. Если стены вашей комнаты покрыть мышьяковистым веществом (ядом - С.К.), или серными препаратами, или серою, или смолою, или ртутью, или мускусом, то всякий поймет, что всякие такие покрытия повлияют на состояние организма - это грубый пример. Но теперь опросите ваших биохимиков и технологов, как влияет материал жилищ на физическую и психическую основу? Какая разница между домом из кирпича или из базальта, или между домом из гранита или из мрамора, между железным и деревянным, между дубовым и сосновым? Каким организмам отвечает постель железная и каким деревянная? Кому нужен шерстяной ковер или деревянный пол? Во многих условиях технология будет несведуща как в пещерные времена. Между тем, кто не согласится с тем, что древесина и минералы имеют важное лечебное значение. Значит, существенный анализ остановился за отсутствием наблюдательности. Пытливость пошла по руслу обычности" (Община, 192). Кто-нибудь попытается возразить: "Зачем все эти заоблачные предложения, если пока даже жилплощади на всех не хватает?!" Но ведь не одним лишь настоящим ограничено существование людей. Необходимо уже сегодня думать и о самом дальнем будущем, иначе в него войдем без должной подготовки. Многие из наблюдений частично можно использовать даже сегодня. Такие советы могут быть приложимы при строительстве санаторных помещений. Кто знает, может быть именно деревянный дом поможет больному быстрее оправиться от заболевания, а люди, страдающие заболеваниями сердца, в периоды повышения солнечной активности, столь опасные для их здоровья, будут гораздо лучше себя чувствовать именно в металлических, экранирующих их от внешних электромагнитных вихрей, помещениях. Не менее серьезно, чем к выбору материала жилища, необходимо подходить и к учету влияния местности, в которой собирается жить человек, вплоть до выбора конкретного участка для строительства дома. "Правильно... - люди должны селиться на испытанных местах. Даже медведь заботливее выбирает берлогу. Конечно, растения покажут лучшие возможности. Смотрите, где кедр и сосна, где вереск и дуб, где травы и цветы ярки. Нужна естественная электризация места. Крупноигольчатая хвоя - лучший конденсатор электричества. Высоты, лишенные растений, являют полезную Прану после 11.000 футов (около 4 км над уровнем моря - С.К.)" (Община, 182). В последнее время в отечественной прессе появились доброжелательные отклики об изучении "геопатогенных зон" - участков поверхности Земли, обладающих отрицательным действием на живые организмы, находящиеся в них, в том числе и на организм человека. И о негативном влиянии определенных участков поверхности планеты, и о существовании положительно влияющих зон - обо всем этом было давно известно медикам Востока. Эти знания ими активно использовались - как в профилактических, так и в лечебных целях. На серьезную разработку вопросов профилактики в медицине Агни-Йоги указывает рекомендация о необходимости учета при определении будущего места жительства человека геофизических характеристик местности и даже химического состава почвы: "Магнетизм и газообразование, оба этих динамических фактора совершенно не изучены. Магнетизм привлекает внимание, когда конь не может оторвать подкову от почвы. О газах упоминают, когда люди и животные падают мертвые. Только о таких грубейших проявлениях говорят, но магнетизм и газы существуют по всей поверхности планеты. Нет безразличного места, каждая местность неповторяема по свойствам глубоко практического значения (надо не забывать, что книги Агни-Йоги были записаны в 30-х гг. столетия, с тех пор магнитобиологами достигнуты большие успехи в изучении влияния магнитного поля на здоровье и самочувствие человека - С.К.). Можно изумляться наивности людей, оседающих без всякого понимания ближайших условий места. Можно понять, сколько возможностей погибает, и сколько опасностей может быть предотвращено. Вы сами делали испытание с веткой орешника (имеется в виду так называемое "лозоискательство", или, по современной научной терминологии, биолокационный эффект - С.К.) и изумлялись, как этот древний и изумительный аппарат напрягался, дрожал и приходил в движение, реагируя на подпочвенные воды и минералы. Конечно, эта очевидная реакция лежит не в орешнике, но в человеческом аппарате (имеется в виду организм человека - С.К.). Как же детально и усердно должно быть изучаемо воздействие каждой местности на человека и на целые людские группы! Многие местности окружены народной молвой об особенностях характера их обитателей: где-то люди снабжаются зобами; где-то уничтожаются зубы; где-то проказа гнездится; где-то селезенка разрушается; где-то сердце расширяется; где-то характер вялый, где-то бодрость и живость. Множество бросающихся в глаза отличий..." (Община). Известный русский климатолог Воейков А.И. в свое время заметил: "Что бы подумали о враче, предписывающем лекарство, состав которого точно ему не известен? А посылая больных в то или другое место для климатического лечения, не имея точных сведений о его климате, не действуют ли врачи таким образом?" Та же идея пронизывает медицинскую доктрину Агни-Йоги. Правда, ее создателями вводится вовсе удивительное даже для современных врачей понятие "минерализации воздуха", практически не использующееся в лексиконе медиков и исследователей проблем профилактики заболеваний: "Почему врачи мало обращают внимание на атмосферные давления? Они посылают больных на воды или к морю, или на горы, но не предупреждают, что качество воздуха может быть совершенно измененным, по причине воздействия токов (имеется в виду и земной магнетизм, и космические влияния - С.К.). Существуют различные наблюдательные пункты, но они должны сделаться и распространителями сведений, полезных врачебному делу. Здоровье должно быть охранено государством" (Община). Удивительно современная идея о системе медицинских исследовательских станций, подобных метеорологическим, но занимающихся изучением влияния атмосферной и гео- и гелиофизической обстановки на здоровье людей! При этом указано, что это должна быть именно общегосударственная система, которая совмещает научно-практические и просветительские функции. О качестве воздуха и влиянии его изменения на здоровье человека говорится следующее: "Некоторые нервные заболевания излечиваются переменою жительства. Можно смотреть на это условие, как на прихоть. Но можно найти и другие причины. Воздух так же минерален, как и вода. Мы применяем воды различного состава, почему же воздух не будет иметь воздействие на различные центры? Много говорят о Пране, но чистая Прана не доступна на земле, разве что на высотах, где мало кто дерзает оставаться. В низших слоях (на равнинах - С.К.) Прана будет минерализована и получает воздействие противоположных магнитных волн (особенно в городах, буквально "напичканных" энергоустановками, порождающими мощные и неупорядоченные, хаотические магнитные поля - С.К.). Конечно, изменение места жительства может натолкнуть на благоприятные сочетания Праны и повлиять целебно на состояние нервов. К сожалению, пока воздух в общежитии разделяется лишь на чистый и нечистый. Конечно, каждая перемена воздуха имеет значение, ибо она влияет на различные группы нервов. Наш Брат, который был сапожником (имеется в виду философ-мистик Якоб Беме - С.К.), иногда менял ремесло на садоводство. Это мудро, ведь семя, дающее росток, излучает особое напряжение психической энергии (активизация процессов роста растения вызывает к жизни мощное биостимулирующее излучение - С.К.). Можно это запомнить... Будем заботливо замечать все благодетельные воздействия" (Агни-Йога, 606). И еще один отрывок о значении воздуха и влиянии космических энергий на организм человека: "...Уже достаточно ясно указывалось, что питание чистым воздухом гораздо существеннее потребления городского. Но под чистотой нужно понимать особое огненное насыщение (синоним насыщения психической энергией - С.К.). Люди на горах могут жить дольше без пищи и не нуждаться во сне. Питание духа или Агни может давать им насыщение, не требуя тяжелых пищевых продуктов. Пусть делают наблюдения над питанием Праною на высотах" (Мир Огненный, I, 404). Стоит только представить, сколько "энергозаписей" злобы, страха и боли оставлено на стенах больниц, тюрем, средневековых подземелий-застенков и мемориалов наподобие Освенцима или Дахау! Трудно было в 30-х гг. найти соответствующие выражения и понятия, которые позволили бы создателям и хранителям медицины Агни-Йоги научно и понятно для нас, людей конца 20 в., выразить идею наслоения психической энергии на предметах и окружающей местности. Возможно, не скоро ученые отыщут физические механизмы, которые реализуют этот таинственный, но такой реальный процесс, не скоро до конца все поймут и объяснят. Но уже сегодня стоит задуматься над подобными советами, стоит понаблюдать, собрать факты и свидетельства. Особое место в медицине Агни-Йоги отводится воде во всех ее агрегатных состояниях - роса, снег, питьевая вода, вода для умывания. Это и неудивительно - ведь организм человека почти на две трети состоит из воды, а некоторые ткани организма, к примеру головной мозг, и вовсе содержат более 90% жидкой воды: "Можно наблюдать отложения энергий (имеются в виду следствия действия излучений на вещественные объекты, остающиеся в физической связи с последними - С.К.) на снегах высот и на росе. Давно "люди замечали врачебное качество росы. Об этом напоминали в сказаниях, когда, чтобы стать вещим (предсказателем будущего - С.К.), требовалось хождение по росе семьдесят дней. И недавно открыты были лечебницы, где указывалось хождение по росе босиком - нельзя было применить просто воду, но необходимо было особое качество росы. Такие же целебные свойства содержит снег, полный метеорной пыли (лежащий на больших высотах в горах - С.К.)" (Аум, 410). В последние годы проведены серии экспериментов в различных лабораториях нашей страны, в частности в Томском Госуниверситете, в Москве и в Алма-Ате. В результате оказалось, что талая вода и сам снег обладают удивительными биологически активными свойствами. Обнаружена даже так называемая "память воды" - даже при очень больших разведениях раствора, при которых остаются одна-две молекулы растворенного вещества на литр воды, он продолжает проявлять свойства, присущие растворенному веществу, особенно при реагировании на него живых организмов. Получается, что вода буквально "запоминает" свойства (а значит и структуру!) растворенного в ней - и практически выведенного из нее! - вещества. Учеными выдвигается целый ряд гипотез, объясняющих причины такого биостимулирующего действия талой воды и снега на живые организмы. Главное же - доказанность самого факта такого влияния! Необходимым требованием гигиены в медицине Агни-Йоги считается учет качества потребляемой воды: "Не только люди не обращают внимания на эманации Земли, они не отдают себе отчета в качестве употребляемой воды, хотя и привыкли лечиться водами. Для охранения люди привыкли употреблять кипяченую воду, забывая, что некоторые водные организмы жить в кипяченой воде не могут. Правда, многие микробы пропадают при кипячении, но зато при охлаждении именно кипяченая вода принимает наибольшее количество мертвых частиц атмосферы. Если хотите понизить мозговую восприимчивость, пейте долго стоявшую кипяченую воду, холодную, она сообщает организму вялую затхлость. Учим употреблять кипяченую воду лишь в свежем, очень горячем состоянии. Мы пользуемся родниками, допуская для очищения квасцы или пемзу. Туф, который имеется около гейзеров, также полезен для очистки воды. Чистая вода не только утоляет жажду, но и озонирует всю атмосферу. Раны лечим погружением в чистую воду. Свет и вода Наши лекарства. Усилия Наши направлены на простейшие средства. Ныне утром, незаменимо, усталость прогнал звон родника. Эта эманация энергии равна сильному воздействию электричества" (Община, 159). В конце 19 в. в Северной Осетии, в Цейском ущелье около Сказского ледника была организована удивительная лечебница. Люди исцелялись там простым погружением больных конечностей либо всего тела в воды реки Сказдон, которая берет свое начало на тающем леднике. Лечение, до сих пор используемое местными жителями, оказалось весьма эффективным. Не меньшее значение, чем воде и месту жительства, воздуху и магнетизму Земли, уделяется влиянию солнечного света на деятельность и состояние здоровья человека: "Какое внешнее условие является необходимым для качества работы? - Свет. Только свет делает работу производительной и полезной. Бабочка может летать, пока ее радужная пыльца не истощена. У человека имеется та же радужная сила и она воспринимает посредством фотоплазмы мощь света. Различные плазмы (речь идет о различных формах психобиологических энергетических структур организма - С.К.) являются посредниками между видимым и невидимым. Фотоплазма, будучи эманацией нервной системы, образует радужную пыльцу, принимающую лучи света и проводящую его в нервные каналы (имеются в виду каналы энергосистемы и стволы нервных волокон - С.К.). Лучшее соединение со светом получается утром, потому не закрывайте утреннего света. Работайте при свете, решайте при свете, судите при свете, тужите при свете, радуйтесь при свете - ничего не сравнить со световой волною. Даже самое лучшее электричество, даже самое голубое дает в восемь тысяч раз меньше нежели луч солнца. Скоро изучение фотоплазмы даст новое направление приемам труда. Можно видеть, как кипит пыльца фотоплазмы и маленькими воронками уносит полученное сокровище в поры кожи. Не только просторность рабочих помещений, но правильный доступ света должны быть изучаемы. Лучи Солнца должны быть оценены как мировое сокровище. Тот же ученый разберется в течении лучей прочих небесных светил... Световые, магнитные вихри составляют ритм планет. Неужели их нельзя применить как падение водопада? Неистощимы предоставленные силы!.." (Озарение, с. 229, 15). Не менее интересны указанные в книгах Учения Живой Этики и факты наблюдения за действиями различных металлов на организм человека: "...Металлы предпочитаются не по ценности, но по сопротивлению. Не надо носить медные вещи. Древние знали, насколько бронза полезнее. Также цинк не должен быть более в обиходе. Не только зараза прикосновения, но канал металла приносит болезнь, потому надо уничтожить медные деньги, лучше самое мелкое серебро..." (Озарение, 176-177). Это замечание особенно любопытно в свете широкого распространения в нашей стране так называемой купрум-терапии - лечения посредством накладывания медных пластинок на тело пациента при многих кожных и даже внутренних заболеваниях. Тем более здесь нужны серьезные исследования, что далее в книгах Учения Живой Этики пишется: "Люди не наблюдают воздействия металлов на психическую энергию, между тем, в древности в этом направлении проявлялась большая чуткость. Помимо магнита, изучались некоторые сплавы из семи, восьми и девяти металлов и давалось наставление касаться их руками, чтобы под видом обожествления получить благодатное следствие на психическую энергию. Теперь эти первобытные формы оставлены, но не заменены ничем разумным. Но астрохимизм (влияния планет Солнечной системы на живые организмы - С.К.) признается, радиоактивность и магнетизм занимают внимание, но все это направлено лишь на тело, между тем, самое главное - психическая энергия - забыта. Усмотрите, как действуют цветные стекла на психическое состояние. Тем сильнее будут действовать металлы и их сочетания. На психическую энергию придется обратить внимание" (Агни-Йога, 486). Как и в случаях с применением ароматических составов, медики Агни-Йоги очень осторожно оценивают изобретения сплавов в плане их применения в быту, ввиду их глубокого и сложного влияния на здоровье человека: "Нужно обратить внимание на каждое изобретение ученых. Они должны, прежде всего, отвечать за безопасность нового вещества. Много металлов вводится в обиход не только в чистом виде, но и в сочетаниях. Между тем, сплавы уже привлекали человеческое внимание с древнейших времен. Поистине, многие полезные металлы в сочетаниях дают убийственные следствия..." (Мир Огненный, II, 352). В последние десятилетия ежегодно синтезируется огромное количество новых химических соединений, многие из которых, разумеется, являются ядовитыми для живых организмов. Однако ученые до сих пор, насколько известно, практически не обращались к исследованию воздействия всевозможных сплавов, используемых в технике и в быту, на самочувствие и настроение человека. Тема эта, по-видимому, открыта для будущих исследователей. Гигиена Агни-Йоги не оставляет без внимания и употребление алкоголя и наркотиков, причем запретам дается прекрасная аргументация: "Целитель, скажи болеющим: употребление вина наполовину уменьшает вашу удачу, принятие наркотиков унесет три четверти жизнеспособности" (Озарение, с. 129, 14). Что же касается других требований гигиены, известных людям и нашего времени, любопытен факт отрицания создателями медицины Агни-Йоги самой возможности переутомления человека как итога чрезмерной умственной работы: "Люди особенно боятся мозгового переутомления, но это нелепо, ибо мысль просто не может переутомлять. Мозговое заболевание происходит от многих иных излишеств. Курение, пьянство, половое безумие, лишение сна, переедание, раздражение, тягостное уныние, зависть, предательство и многие ужасы тьмы дают переутомление, которое приписывается мысленному труду. В условиях профилактики мысль не только не утомляет, но, наоборот, сама способствует обмену высших веществ (имеются в виду процессы, протекающие в тонкоэнергетическом теле организма человека - С.К.). Обвинение мысли в переутомлении было бы равносильно изгнанию Агни из сердца... Надо освобождаться от страха, что мысль может утомить. Если же в процессе мышления заметите утомление, то ищите другие причины, обычно их найдете весьма близко" (Мир Огненный, I, 511). Приведем еще одну выдержку из книги "Сердце", содержание которой дает представление о глубочайшей разработке вопросов профилактики заболеваний человека в древности. Данный отрывок показывает, что в прошлом применялась даже антенатальная профилактика - забота о здоровье матери в период беременности как важное условие сохранения здоровья будущего ребенка: "Не нужно забывать древнее лечение сердца магнитом. Также укрепление нервов и умение намагничивать их по течению нервного вещества (имеются в виду разнонаправленные потоки Праны в каналах тонкого тела организма - С.К.). Нужно очень присматриваться к этим старым врачеваниям, они как нельзя больше соответствуют началу осознания лучей и токов (речь идет о влиянии космических и планетарных энергий на состояние здоровья и самочувствие пациентов - С.К.). Конечно, не только магнитные свойства металла оказывают мощное воздействие, но и многие другие качества отвечают минеральным основам нашего организма. Само накладывание металлов на тело дает сильную реакцию. Конечно, нужно принять во внимание особенные свойства разных кож. Жировые кожные отложения могут сильно препятствовать тонким воздействиям, потому в древности старались уничтожать жировые отложения. Конечно, масла растительные для втирания не имеют ничего общего с жировыми отложениями тела. Наоборот, растительное масло растворяет жир с его ядами. Так можно заметить, что в древности гигиена тела иногда стояла выше современной. Древние различали минеральные составы воды для омовения, но теперь на это почти не обращают внимания. Так же теперь будут смеяться, если вспомнить, что совершенно различные ароматы употреблялись как для темени, так и для области сердца или для конечностей. Утонченное понимание нужд тела сохраняло много поколений. Например, можно припомнить, как бережно относились египтяне к беременности. Теперь лишь редко следят за вкусами или за странными потребностями беременных. Тогда же при начале беременности храмовые врачи, по астрологическим данным, определяли нужные минеральные и растительные воздействия, потому самые роды значительно облегчались. Но теперь вместо мудрых предварительных мер прибегают к наркотикам, не желая понять, что связь еще не расторгнута с младенцем. Сердце матери бывает очень напряжено, и каждый наркотик действует на молоко - так природа нуждается в естественном воздействии" (Сердце, 539). Переходим к наиболее разработанному в прошлом вопросу профилактики в системе медицины Агни-Йоги - к проблеме правильного питания. Сколько развивается человечество, столько оно занимается вопросами разработки "правильного" режима и состава питания. Особенно в последние десятилетия появилось множество "систем" и "диет" самых разных специалистов - от врачей-диетологов до манекенщиц, разрабатывающих "оригинальные" системы приема пищи. Разумеется, вопрос питания и выбора пищевых продуктов (несомненно, при их наличии и широком выборе) решается сугубо индивидуально - в зависимости от настроения, условий и задач труда, времени года и других факторов. Однако наиболее общие рекомендации, находимые нами в книгах Агни-Йоги, все же необходимо привести. Это своего рода "стратегическая линия" поиска и подбора индивидуальной диеты, это "генеральный план" пищевого поведения. Особенно большое внимание в медицине Агни-Йоги уделяется употреблению мясной пищи, точнее, отказу от употребления мяса животных в пищу: "В Тибете для свирепости коней кормят мясом барса. Кшатрии (воины - С.К.) Раджпутаны имели мясное питание для поддержания воинственности. Даже эти два примера показывают смысл мясоядения. Не для утончения (мышления и восприятия - С.К.) люди убивают множество быков - они, подобно последним троглодитам, готовы даже медведей пожирать. Нужно проследить массовое убиение животных, притом совершенно сознательно. Люди знают, что овощи и фрукты дадут больше жизненной энергии, чем чаша крови, но они просят подать им кровавое мясо и желают много насладиться таким сознательным огрубением. Нет названия иного этому неистовству пожирания крови. Люди отлично знают, что щепоть пшена или ячменя достаточна для поддержания жизни, но их животный хищнический инстинкт пытается через мясоядение низвести разум до звериного состояния... Мы можем допустить пищу растительную, мучную и молочную, а также яйца, но лишь в самом свежем виде и только в жидком состоянии... Многие очень питательные корни и травы не применены. Можно только поучиться у некоторых животных - они знают о естественной пище много больше, нежели человек-мясопожиратель... Так будьте проще и утонченнее в питании" (Мир Огненный, I, 482). В унисон вышеприведенному отрывку звучат строки из книги "Братство": "Всякая кровавая пища вредна для развития тонкой (психической - С.К.) энергии. Если бы человечество могло воздержаться от пожирания трупов, то эволюция могла бы ускориться. Любители мяса пробовали удалять кровь, но не смогли получить должные следствия. Мясо, даже при удалении крови, не может вполне освободиться от эманаций этого мощного вещества. Солнечные лучи до известной степени удаляют эти эманации, но распространение их в пространстве тоже имеет немалый вред. Попытайтесь провести опыт над психической энергией около скотобойни, и получите признаки острого безумия... Не без основания кровь называли сокровенной. Так можно наблюдать различные виды людей, особенно можно убедиться, как силен атавизм. Стремление к кровавой пище усиливается атавизмом (остаток черт инстинкта предков человека - С.К.), ибо многие поколения насыщались кровью. К сожалению, государство не обращает внимания на оздоровление населения. Государственная медицина и гигиена стоят на низкой ступени. Врачебный надзор не выше полицейского. Никакая новая мысль не проникает в эти ветхие учреждения. Они могут лишь преследовать, но не помогать. Между тем, на пути к Братству (синоним будущего гармоничного человеческого общежития - С.К.) не должно быть скотобоен" (Братство, 21). Или: "Конечно, полезно воздержание от мяса. Овощи хороши, кроме нескольких, как спаржа, сельдерей и чеснок, которые представляют медикаменты" (Агни-Йога, 323). И там же: "Можно понять, что мясо нежелательно для организма, после сознания полной вредности недопустимо вводить в организм мертвую ткань. Можно лишь в пути допускать известное копченое мясо, но в общем советую вам воздержание. Полезно иметь на столе яблоки. Сущность этих плодов полезна для дыхания до разложения (имеются в виду свежие фрукты - С.К.)" (Агни-Йога, 348). Диетология Агни-Йоги, таким образом, допускает в дальнем пути употребление особым образом обработанного мяса животных, но только в случае невозможности заменить такое питание растительно-молочным. И в данном случае речь идет об исключении из правил! Особое отношение восточных диетологов к биологической активности крови и представление о разложении мяса как процессе образования ядов складываются в полный запрет на употребление мясной пищи. Вспоминается в этой связи факт спецобработки на мясокомбинатах туш убитых животных: они намеренно складируются в теплых помещениях на несколько дней, чтобы ферменты разложили мясную ткань и сделали ее мягче и "вкуснее"! А еще приходит на память столь широко рекламировавшийся в прошлом "Гематоген детский", который выпускают до сих пор. Интересно, прослежены ли следствия употребления этого умозрительно созданного препарата, особенно влияние его на склад мысли и жизнеспособность целых поколений?! Воздержание от мясной, точнее, от кровавой пищи полезно как для поддержания здоровья тела, так и для обретения должного психического равновесия и душевной устойчивости. Однако отказ от мясных продуктов не должен становиться самоцелью. Как пишет В.М. Сидоров в своих путевых заметках "Семь дней в Гималаях", - "если бы дело сводилось только к отказу от определенного вида пищи, то задача духовного совершенствования крайне упрощалась - "стал вегетарианцем - и ты на высоте!" Но - пишет Сидоров В.М. далее, - если гений и злодейство - вещи несовместимые, то вегетарианство и злодейство прекрасно уживаются друг с другом. Пример тому - Гитлер". Действительно, отказ от употребления мясных продуктов вовсе не является достаточным условием обретения высокой нравственности и телесно-душевного здоровья, которое зависит от первой всецело. Но для достижения максимальной творческой продуктивности, прекрасного самочувствия и крепкого здоровья чистое питание, отказ от мяса во всех его видах и избавление от ядов, порождаемых процессом разложения мясной ткани, являются условием совершенно необходимым, и дело здесь не только в моральном догмате вегетарианцев - "Не убий!", а в элементарной биохимии влияния мясной пищи на тело и психику человека: "Трупов не едят, но убитых животных принято есть. Надо спросить - какая разница? Ибо убитое животное разве не труп? Мы советуем не употреблять мясо из простой целесообразности. Конечно, каждый понимает, что употреблять разлагающиеся клетки вредно. Но когда начинается это разложение? В момент прекращения функции жизни тело теряет заградительное излучение и немедленное разложение начинается. Потому житейская мудрость о неядении трупов лицемерна. Потому советуем пищу молочную, мучную, растительную, где меньше разложения. Конечно, процесс жизни растений походит на жизнь животных, но можно видеть, что разложение растений начинается много позднее. Лучше свежие растения или сушеные на большом жару. Хлеб лучше пресный, без жиров. Достаточно жировых веществ в коровьем и растительном масле. Ваше наименование - вегетарианство - неудачно: оно подчеркивает деление по принципу, а не по существу. Пища должна быть растительная, преследовать наибольшую целесообразность... Еда дважды в день достаточна. Долго за столом не сидим..." (Община, 148). Другие конкретные рекомендации по употреблению различных продуктов кратки и общи: "К вопросу о питании нужно заметить, что необходимо иметь каждый день какие-то сырые овощи и фрукты. Также предпочтительно сырое молоко, если корова известна (обращаем внимание читателя на то, что здоровье животного в данном случае понимается шире, нежели просто отсутствие инфекционных заболеваний - С.К.). Также несколько грубый хлеб. Так можно обеспечить достаточное количество витаминов, не увеличивая при этом количество пищи. Так можно не затруднять себя мыслью о питании. Такая мысль часто затмевает многие устремления ценные. Тот, кто нашел равновесие между физическими и духовными запросами, тот уже стоит на границе понимания Высшего Мира (имеется в виду область наиболее высоких духовных интересов и целей Человека Разумного - С.К.)" (Мир Огненный, I, 484). Созвучен краткой емкости вышеприведенного совета и следующий отрывок: "Основа жизни должна быть чиста. Правда, некоторые двуногие всю жизнь проводят в грязи, они все же как-то прозябают, но каждый, привыкший к чистоте, задыхается в грязи. Совершенно так же и в пище. Кто привык к пище чистой, тому нездорово наполняться нечистыми разложениями. Кто от детства привык к пище нечистой, тот не подвержен последствиям, но должен помнить, что в пище нечистой заключаются зачатки самых ужасных болезней. Можно не отдавать себе отчета лишь некоторое время, но потом посев даст жатву" (Аум, 218). Остается только представить влияние на психику народонаселения нашей страны многодесятилетнего недоедания и употребления некачественных, нечистых продуктов питания! Вещества, поступающие в организм человека во время питания, оказывают значительное влияние и на состояние здоровья, и на самочувствие, и на душевное состояние. Огромное внимание этому вопросу уделяют последователи так называемой макробиотики, наиболее известными представителями которой являются японцы Осава и Микио Куши. Эти последователи учения о здоровом питании как залоге всестороннего здоровья, считают, что определенным образом подобранная диета направленно влияет даже на формирование пола будущего ребенка, не говоря уже о влиянии на его возможные предрасположенности к различным заболеваниям. К сожалению, не слишком много сейчас уделяется внимания питанию как важнейшему условию оздоровления людей. Не менее важным является и вопрос о необходимой последовательности и очередности приемов пищи, т.е. о режиме питания. Вот что по этому поводу сообщается в "Агни-Йоге": "Конечно, самое разумное принимать пищу, когда тело нуждается. Также явление пищи дважды в день будет достаточным, но по условиям жизни это правило трудно приложимо, потому можно предложить желудку работу в определенные часы. Самое вредное употребление пищи без определенных сроков и без нужды. Правильная жизнь не есть нечто стыдное, ибо нужно бережно относиться к аппарату, который созидался тысячелетиями (речь идет об организме человека - С.К.). Правильно полагать, что человек нуждается в очень малом количестве пищи, но качество ее должно быть достаточно. Не нужно иметь кислоты искусственных приготовлений (вспомним о лимонной кислоте, столь широко используемой в кондитерском деле - С.К.). Разлагающееся масло опаснее даже сушеного сыра... Можно легко не обременяться пищей" (Агни-Йога, 442). Завершая обзор диететики Агни-Йоги, обратим ваше внимание на весьма ценные советы о необходимости постепенного перехода от привычного мясоядения к употреблению преимущественно растительной пищи: "Правильно замечено, что для приспособления к растительному питанию после мясной еды требуется около трех лет..." (Мир Огненный, I, 112). При этом отмечается, что переход ни в коем случае не должен быть "волевым", насильственным: "Утончение сердца подскажет отказ от мясной пищи" (Сердце, 331). И обращается внимание на недопустимость обратного перехода к мясоядению ввиду уже совершившейся биохимической перестройки пищеварительного аппарата организма человека и всего обмена веществ в тканях и органах: "Не следует снова обращаться к мясной пище, если организм уже привык к растительной. Могут быть исключения лишь ради голода, но горсть маиса или риса может быть найдена. Часто люди не подозревают, насколько мясо ограничивает и обезображивает ауру (совокупность энергетических излучений организма человека, отражающих все богатство внутренних процессов жизнедеятельности - С.К.). Но особенно может чувствоваться потрясение, когда организм уже привык к преимуществам растительной пищи. Люди иногда меньше животных разбираются в пище и ее качестве" (Мир Огненный, II, 408). |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Другие сайты | Наверх |
||||
|